starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Categories:

Трилинку в Брестской крепости разбирают на запчасти

Оригинал взят у starcom68</lj> в Трилинку в Брестской крепости разбирают на запчасти

Если искать Западный форт по кадрам из "союзного" проекта – фильма "Брестская крепость", то нынче можно и заблудиться.
От старой дороги, вымощенной почти сто лет назад оригинальными шестигранными плитами - "трилинками" - практически не осталось и следа.
Копошатся шесть человек, раздетых по пояс, но в одинаковых камуфляжных брюках и ботинках. С помощью ломиков разбирают полотно исторической дороги и складывают камни на поддоны. На обочине валяются разбитые куски шестигранников.Брестскую крепость разбирают на запчасти (фото)
Оказалось, что разборка дороги - это своего рода «дембельские работы», которые вели будущие прапорщики центра подготовки специалистов пограничного контроля Брестской пограничной группы. Бригадиром у них оказался старшина погранвойск Александр Кучинский, который сообщил: «Мы начали работать здесь три недели назад. Шестигранные плиты забирают отсюда на Тересполькие ворота Брестской крепости. В самих воротах и со стороны Западного Буга там кладут мощёнку. Нужно здесь снять, а там положить 500 «квадратов».



За плитами приезжает КАМАЗ с манипулятором, поддоны с плитами поднимают стропами и увозят на благоустройство Тереспольских ворот.
- А почему так много брака, расколотых плиток?
- Они рассыпаются от времени. Мы самые отборные выбираем. Не берём, даже если уголок у плитки отколот.
Брестскую крепость разбирают на запчасти (фото)
За несколько минут прапорщики разобрали более 60 метров дорожного полотна шириной в 3,5 метра. А её-то всего осталось не более полукилометра. Естественно, молодые пограничники срочной службы, хоть и патриоты, но совсем не реставраторы и историки. Откуда знать им, приехавшим с разных уголков Беларуси, что, быть может, именно на этих исторических плитах проливали свою кровь защитники Брестской крепости в первые дни войны? У них задача чисто механическая - побыстрее разобрать часть дороги и вывезти плитки, а не думать о том, как бы их не разбить.
И вот у Тереспольских ворот бывшую булыжную мостовую меняют на польские шестигранники-«трилинки», которую уложили рабочие брестского ООО «Факторстрой», генерального подрядчика благоустройства этой территории.
Но зачем все это, когда можно было без ущерба для исторической памяти не трогать булыжную мостовую в воротах и выложить площадку мелкоштучной плиткой, которой выложены дорожки вокруг кольцевой казармы? Кому в голову пришло такое варварское решение?Брестскую крепость разбирают на запчасти (фото)
Как объяснил директор УКСа Брестского городского ЖКХ Михаил Божко (заказчик благоустройства территории возле Тереспольских ворот), такой проект разработала фирма «АрМИГ», руководителем которой является Михаил Гайдукович. Главным архитектором проекта выступил Алексей Андреюк.
В этой связи следует отметить, что ещё два года назад Белорусская республиканская Научно-методическая рада по вопросам историко-культурного наследия Минкультуры РБ фактически забраковала и подвергла жёсткой критике концепцию Гайдуковича сохранения, восстановления и перспективного использования исторического наследия на территории Брестской крепости. Есть выписка из протокола заседания рады (№ 156 от 1.07.2009 года), которая гласит: «Считать нецелесообразным размещение новых объектов на территории историко-культурной ценности категории «0» (самая высокая категория, к какой относится и Брестская крепость), которые не связаны с историей средневекового Бреста».
Тогда автор концепции предлагал устроить в Западном форту «город мастеров», а на Кобринском укреплении расположить комплекс Национального технического музея, музей вооружений, каретный двор (базу проката экипажей и лошадей) и гостиничный мотельный комплекс. И вот новый изыск архитектурной фантазии - снять историческую плитку у Западного форта и уложить её у Тереспольских ворот.
Ведь «операция» по перемещению шестигранников - не просто механическая перемена. От такой перестановки меняется сама суть сохранения исторического наследия, выхолащивается память. Кстати, об этой метаморфозе, оказывается, прекрасно осведомлён директор «Брестреставрациипроекта» - филиала ОАО «Брестреставрация Владимир Казаков, научный руководитель исторического центра Бреста. Мало того, его подпись стоит в акте комиссии по благоустройству, который также подписали вышеуказанные Михаил Божко, Алексей Андреюк и директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Валерий Губаренко.Брестскую крепость разбирают на запчасти (фото)
Акт гласит о санкционировании выемки 500 «квадратов» шестигранной плитки «старой дороги» на Кобринском укреплении для благоустройства у Тереспольских ворот - «с условием возмещения её из Бреста и области». На этот счёт в конце мая было принято соответствующее распоряжение Брестского горисполкома (№ 172 от 25.05.2011 г.). Заметим, не коллегиальное решение исполнительного органа, а распоряжение, которое подписывает лишь глава администрации.
Спрашивается: зачем было огород городить, если можно было бы сразу забрать и привезти «трилинки», изъяв их из дорожного полотна на участке дороги Брест-Пинск, где она не несёт такого исторического смысла, как в крепости? Но, оказалось, сроки поджимают. 22 июня в крепость ожидается приезд Александра Лукашенко, которому местные власти спешат угодить. А что такое какие-то квадратные метры «старой» плитки для городских чиновников и архитекторов на фоне грядущего визита главы государства. Об этом свидетельствует и скороспелость такого решения и дата распоряжения Брестского ГИК. Хотя само изъятие камней, как говорили будущие прапорщики, началось гораздо раньше, чем появилось распоряжение. 
Но соответствует ли такое «изъятие» Закону РБ «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь»?
Брестскую крепость разбирают на запчасти (фото)
Известно, что в настоящее время составляется своеобразное досье для предложения включить Брестскую крепость в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как-то не вяжется это предложение с бездумным разрушением уникального покрытия старой дороги.
Как гласит ч.2 статьи закона, «перемещение недвижимой материальной историко-культурной ценности допускается в исключительных случаях только с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь при невозможности её сохранения на месте и наличии научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этой ценности с целью её восстановления в условиях подходящих для обеспечения сохранения недвижимой материальной историко-культурной ценности. Невозможность сохранения недвижимой материальной историко-культурной ценности на месте устанавливается Научно-методической радой».
Брестскую крепость разбирают на запчасти (фото)
В данном случае говорить о невозможности сохранения старой брусчатки на прежнем месте абсолютно неправомерно: она пролежала уже не одно столетие и могла бы лежать и дальше. К тому же Научно-методическая рада Минкультуры не собиралась в крепости по этому вопросу.
Как выяснилось, вопрос изъятия плитки-«трилинки» «принципиально согласован» с начальником управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкультуры Игорем Чернявским. Однако, по его же признанию, это письменно никак не подтверждено.
Выходит, Минкультуры в очередной раз закрыло глаза на «бульдозерную» реконструкцию, которая уже давно приобрела в стране масштабы стихийного бедствия.
Сергей Шапранов, для "Белорусского партизана"
07.06.2011

Цит. по: http://virtual.brest.by/news10115.php

Tags: Беларусь, Брест, Вандализм, Крепость Брест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments