Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе было построено большое количество оборонительных сооружений, в том числе долговременных огневых точек (ДОТ), объединенных в укрепрайоны (УР). Командные пункты (КП) укрепрайонов иногда строились в виде весьма защищенных сооружений. Особый интерес вызывают две "Скалы" - винницкая (КП Летичевского УРа) и коростеньская (КП коростеньского УРа). О "Скале" винницкой уже было написано ранее. Потому сегодня поведаем о "Скале" коростеньской.

После войны объект попал в ведение службы гражданской обороны, а позднее превращен в музей. При посещении "Скалы" ваш покорный слуга имел своими целями:
1. Осмотр объекта как КП УРа и поиск аналогий с винницкой "Скалой".
2. Проверка "городской легенды" о наличии в данном объекте еще двух закрытых для посещения уровней.
3. Осмотр экспозиции музея.

1. Расположен музей в живописном Парке Островского.

2. Тут много красивых памятников, и течет речка. Слева виден железнодорожный мост. Справа мостик пешеходный, его не видно, но нам туда.

3. Это вид с другого берега, уже недалеко от входа в музей.

4. Ах, да. Речка вот. Берега - сплошные скалы. Если хотите строиться - копать не выйдет, долбить надо.

5. Вход в музей. Справа котельная, аналогичная таковой на объекте в Виннице.

6. Входной блок со сквозником.

7. Таблички при входе

8. Потолок входного блока имеет противооткольную защиту.

9. Далее проход прикрыт гермодверью, это "наследство" от гражданской обороны. В кадр попал Александр, герой эпизода с барсуком.

10. Далее - "чистый" коридор, им пользуются, если противник не применил оружие массового поражения (ОМП). Справа противохимический тамбур с помещением для дегазации и дезактивации. О них писалось в посте о "Скале" в Виннице.

11. При входе дежурит кто бы вы думали... ? Правильно, дежурный! Это следует из надписи у него на повязке.

12. На стене схема объекта. Помещения подписаны, скорее всего, неверно. Так что от нечеткости фото мы много не теряем. Можно сравнить общую планировку со схемой объекта в Виннице.

13. Повернем направо и осмотрим помещения. Театр начинается с вешалки, а музей... Шутки шутками, а плитка на полу довоенная.

14. Резервуар с питьевой водой. Такая конфигурация кранов неспроста - отсюда можно наполнять только фляги, остальное запрещено.

15. За дверью - помещения связи, почему-то подписанные как "кладовая". Все равно закрыто. На стене видно вентиляционное отверстие.

16. Помещения фильтровентиляционной. Слева внизу виден довоенный фундамент генератора.

17. Крупным планом

18. По главному коридору идем дальше. В комнатках-кельях находятся музейные залы.

19. Первый зал посвящен средствам гражданской обороны. Учитывая послевоенную принадлежность объекта, экспонатов тут хватает.

20. Надеюсь, это экспонаты, а не предупреждающие о реальной опасности таблички.

21. Все в порядке. На потолке не часы, а рентгенометр. Фон в помещении 21 мкР/ч. Это значение в пределах нормы, так что можно не беспокоиться.

22. Среди прочих экспонатов хотелось бы остановиться на ДП-5В. Этот рентгенометр-трудяга такой же символ Чернобыля, как винтовка Мосина или ППШ - символы Великой Отечественной войны.

23. Дозиметрист с грустными глазами. Горизонт завален в связи с психическим воздействием мимики манекена.

24. Радиационные линейки помогают рассчитать параметры поражающих факторов ядерного взрыва.

25. Камера защитная детская. Грудным детям противогаз не положен, их положено эвакуировать в безопасное место в такой вот специальной сумке-камере.

26. Следующий зал посвящен дотам Коростеньского укрепрайона. Перед нами амбразурный узел пулеметной огневой точки.

27. Противоштурмовая решетка из ДОТ

28. Гермодверь

29. Куски довоенного паркета, лежавшего в "Скале".

30. Зал-комната связи.

31. Зал с артиллерийским имуществом. Над минометом в центре видна вентиляционная решетка.

32. Макет ДОТ из зала макетов долговременных сооружений.

33. Еще один. В зале в общей сложности до десятка макетов и модель самой "Скалы". Интересно, что их выполнил Александр Крещанов, один из авторов великолепной книги о Киевском укрепрайоне.

34. Зал стрелкового оружия

35. Один из стеллажей в зале масштабных моделей

36. Также там имеется весьма неплохо выполненная диорама. Перед нами ее фрагмент.

37. Кабинет начальника штаба УРа. Тут экскурсовод делает таинственное лицо и говорит, якобы из этой комнаты должен идти ход наверх. Слабо себе представляю начальника штаба УРа, зачем-то карабкающегося из своего кабинета вверх по скоб-трапу. На требование показать чертежи сооружения экскурсовод удовлетворенно хмыкает и говорит:" В том-то и дело, что они в Москве и засекречены". Они-то, может, и засекречены. Но если бы помещения были, то при реставрации никто не мешал их вскрыть. Хотя бы в целях проверки технического состояния. Так что налицо выдумка.

38. Особый отдел. Всмотритесь в лицо особиста.

39. Особист сильно напоминает Василия Ланового в роли Юрия Андропова. (источник фото)

40. Медпункт

41. Колодец у запасного выхода. Закрыт стеклянной дверью, так что фото нечеткое, да и за то спасибо
posterrr. Экскурсовод намекает, что именно через него можно попасть на якобы существующий нижний уровень. Через колодец. Даже комментировать не хочется. Это легенда того же порядка, что и легенда о подземном ходе из Винницкой "Скалы". Обратите внимание, что просто для проходки тоннелей в такого рода скальных породах нужно затратить значительные усилия, а учитывая толщу массива над данным убежищем, делать его несколькоуровневым просто нецелесообразно.

42. Запасной выход.

43. Табличка вблизи него.

44. Возле музея - площадка с военной техникой.

45. Вот и все. Резиновый человек прощается с вами.

После войны объект попал в ведение службы гражданской обороны, а позднее превращен в музей. При посещении "Скалы" ваш покорный слуга имел своими целями:
1. Осмотр объекта как КП УРа и поиск аналогий с винницкой "Скалой".
2. Проверка "городской легенды" о наличии в данном объекте еще двух закрытых для посещения уровней.
3. Осмотр экспозиции музея.

1. Расположен музей в живописном Парке Островского.

2. Тут много красивых памятников, и течет речка. Слева виден железнодорожный мост. Справа мостик пешеходный, его не видно, но нам туда.

3. Это вид с другого берега, уже недалеко от входа в музей.

4. Ах, да. Речка вот. Берега - сплошные скалы. Если хотите строиться - копать не выйдет, долбить надо.

5. Вход в музей. Справа котельная, аналогичная таковой на объекте в Виннице.

6. Входной блок со сквозником.

7. Таблички при входе

8. Потолок входного блока имеет противооткольную защиту.

9. Далее проход прикрыт гермодверью, это "наследство" от гражданской обороны. В кадр попал Александр, герой эпизода с барсуком.

10. Далее - "чистый" коридор, им пользуются, если противник не применил оружие массового поражения (ОМП). Справа противохимический тамбур с помещением для дегазации и дезактивации. О них писалось в посте о "Скале" в Виннице.

11. При входе дежурит кто бы вы думали... ? Правильно, дежурный! Это следует из надписи у него на повязке.

12. На стене схема объекта. Помещения подписаны, скорее всего, неверно. Так что от нечеткости фото мы много не теряем. Можно сравнить общую планировку со схемой объекта в Виннице.

13. Повернем направо и осмотрим помещения. Театр начинается с вешалки, а музей... Шутки шутками, а плитка на полу довоенная.

14. Резервуар с питьевой водой. Такая конфигурация кранов неспроста - отсюда можно наполнять только фляги, остальное запрещено.

15. За дверью - помещения связи, почему-то подписанные как "кладовая". Все равно закрыто. На стене видно вентиляционное отверстие.

16. Помещения фильтровентиляционной. Слева внизу виден довоенный фундамент генератора.

17. Крупным планом

18. По главному коридору идем дальше. В комнатках-кельях находятся музейные залы.

19. Первый зал посвящен средствам гражданской обороны. Учитывая послевоенную принадлежность объекта, экспонатов тут хватает.

20. Надеюсь, это экспонаты, а не предупреждающие о реальной опасности таблички.

21. Все в порядке. На потолке не часы, а рентгенометр. Фон в помещении 21 мкР/ч. Это значение в пределах нормы, так что можно не беспокоиться.

22. Среди прочих экспонатов хотелось бы остановиться на ДП-5В. Этот рентгенометр-трудяга такой же символ Чернобыля, как винтовка Мосина или ППШ - символы Великой Отечественной войны.

23. Дозиметрист с грустными глазами. Горизонт завален в связи с психическим воздействием мимики манекена.

24. Радиационные линейки помогают рассчитать параметры поражающих факторов ядерного взрыва.

25. Камера защитная детская. Грудным детям противогаз не положен, их положено эвакуировать в безопасное место в такой вот специальной сумке-камере.

26. Следующий зал посвящен дотам Коростеньского укрепрайона. Перед нами амбразурный узел пулеметной огневой точки.

27. Противоштурмовая решетка из ДОТ

28. Гермодверь

29. Куски довоенного паркета, лежавшего в "Скале".

30. Зал-комната связи.

31. Зал с артиллерийским имуществом. Над минометом в центре видна вентиляционная решетка.

32. Макет ДОТ из зала макетов долговременных сооружений.

33. Еще один. В зале в общей сложности до десятка макетов и модель самой "Скалы". Интересно, что их выполнил Александр Крещанов, один из авторов великолепной книги о Киевском укрепрайоне.

34. Зал стрелкового оружия

35. Один из стеллажей в зале масштабных моделей

36. Также там имеется весьма неплохо выполненная диорама. Перед нами ее фрагмент.

37. Кабинет начальника штаба УРа. Тут экскурсовод делает таинственное лицо и говорит, якобы из этой комнаты должен идти ход наверх. Слабо себе представляю начальника штаба УРа, зачем-то карабкающегося из своего кабинета вверх по скоб-трапу. На требование показать чертежи сооружения экскурсовод удовлетворенно хмыкает и говорит:" В том-то и дело, что они в Москве и засекречены". Они-то, может, и засекречены. Но если бы помещения были, то при реставрации никто не мешал их вскрыть. Хотя бы в целях проверки технического состояния. Так что налицо выдумка.

38. Особый отдел. Всмотритесь в лицо особиста.

39. Особист сильно напоминает Василия Ланового в роли Юрия Андропова. (источник фото)

40. Медпункт

41. Колодец у запасного выхода. Закрыт стеклянной дверью, так что фото нечеткое, да и за то спасибо

42. Запасной выход.

43. Табличка вблизи него.

44. Возле музея - площадка с военной техникой.

45. Вот и все. Резиновый человек прощается с вами.