В прошедшую субботу посетил на велике два примечательных места в окрестностях города Томашув Мазовецки, что примерно в 110 километрах к юго-западу от Варшавы. Вблизи деревень Елень и Коневка немцы в апреле-октябре 1940 года соорудили два гигантских железобетонных туннеля-бункера для штабных поездов командования группы армий «Центр» и, быть может, для передвижного генштаба Гитлера. Бункеры были сооружены на случай войны на востоке, хотя план «Барбаросса» еще не был разработан и утвержден.

Оба бункера рассчитаны на размещение целого поезда – в Елени длина бункера составляет 355 метров, а в Каневке – 385 метров. Наружные размеры такого гигантского «батона» - 15 метров в основании и 9 метров в высоту, а внутренние – как в метро, 6 метров в ширину и столько же в высоту. Внутри параллельно основному каналу с ж-д путями проходит узкий отдельный коридор, разделенный на секции. Наряду с главным входом-въездом и тыльным выходом с обеих сторон бункера есть несколько боковых входов-выходов. Вот и вся не очень затейливая конструкция.
После нападения на СССР быстрое продвижение германских войск на восток привело к тому, что эти бункеры так и не были использованы по назначению – оперативные штабы переместились восточнее. А сам Гитлер уже через два дня после начала войны с Советским Союзом обосновался в Вольчьем логове на Музурах - знаменитом «Wolfschanze», - где и провел в сумме чуть ли не два с половиной года (!) из четырех лет войны с СССР. В Волчьем логове я тоже был, конечно, и при случае вывешу фотографии.
Сейчас бункер в Елени фактически безхозный, посетить его может задармо каждый желающий. Некоторые подземные ходы от главного бункера к техническим постройкам недоступны-затоплены или не до конца исследованы – впрочем, по сведениям от любителей-экстремалов, ничего необычного там не ожидается. А в главном бункере – темень, холод и сырость, вряд ли каждый посетитель захочет пройти весь бункер до конца, мрачновато там, на себе проверил. Почти все имевшееся железо, включая ворота главного входа, давно вырезано местными умельцами на металлолом. А бункер-близнец в Коневке долго принадлежал военным, теперь он в частном владении и используется в экскурсионно-туристических целях, в части главного бункера устроена выставка военного снаряжения времен второй мировой войны, с большим количеством информационных стендов.
Вот мои примерно 20 фотографий с краткими поясняющими подписями.
1) ЕЛЕНЬ.

Вход-въезд в бункер. Еще 20 лет назад он был закрыт железными воротами. Справа от входа – краткая информация о бункере и о том, что более приспособленный для экскурсионного осмотра объект – такой же бункер в Коневке, примерно в 10 км отсюда.

Внутри, недалеко от входа. В реале там сыро, холодно и мрачно.

Бункер сооружали по секциям, с так называемыми дилатационными зазорами между ними – это известный прием в строительстве, чтобы от сезонного сжатия-расширения не трескались стены длинных сплошных сооружений. В этих щелях умудрились вырасти деревья.

Местами бункер совсем зарос мхом.

Тыльный вход-выход.

Внутри вспомогательных технических помещений – граффити фосфоресцирующей краской.

Одна из дополнительных технических построек, их немного – в основном, для водо- и энергоснабжения.

Как понимаю, в этом большом проеме (в поперечнике – больше двух метров) были металлические охлаждающие радиаторы, их вырезали на металлолом.
2) КОНЕВКА.

Столбы былого ограждения и входных ворот. За посещение нужно заплатить 8 злотых (примерно 80 рублей).

Вьезд в бункер. На воротах – надпись по-немецки «KONEWKA Bhf. Anlage Mitte» - «Станция КОНЕВКА. Сооружение «Центр»».

На переднем плане – выставочный экспонат, трофейный немецкий армейский мотоцикл, марку не знаю (не исключено, что БМВ).

Выставочная часть бункера.

Выставочные экспонаты.

Есть на выставке и джип (если это джип), а за ним, если не ошибаюсь, наш родной УАЗик, а может, какой его прототип времен войны – не поинтересовался, к сожалению.

Еще экспонаты – в основном, извлеченные из земли.

Общий вид выставочной части туннеля-бункера.

С выставочного стенда. Гитлер около своего поезда – кстати, его поезд назывался «Америка».

Ж-д колея в бункере.

Каким-то образом в выставочную экспозицию попала и советская 85-мм дивизионная пушка Д-44, разработанная в 1944 году на Уралмаше и принятая на вооружение уже после войны. Ее скорострельность до 20 выстрелов в минуту, а максимальная дальность стрельбы – около 16 километров. Прочитал в интернете, что она до сих пор на вооружении, в том числе в некоторых странах Азии и Африки – есть данные по состоянию на 2012 год. С 1946 по 1954 год Уралмаш выпустил почти 11 тысяч таких штук.

Замурованный тыльный вход-выход.

Замурованный боковой вход-выход.
А для совсем уж любознательных – вот планы размещения бункеров, с указанным масштабом. Отсканировано из книжки Малгожаты и Юлиуша Шиманьских „Kwatery główne Hitlera oraz niemieckie stanowiska dowodzenia w Polsce” (wyd. Imax, Łódź, 2004).


Оба бункера рассчитаны на размещение целого поезда – в Елени длина бункера составляет 355 метров, а в Каневке – 385 метров. Наружные размеры такого гигантского «батона» - 15 метров в основании и 9 метров в высоту, а внутренние – как в метро, 6 метров в ширину и столько же в высоту. Внутри параллельно основному каналу с ж-д путями проходит узкий отдельный коридор, разделенный на секции. Наряду с главным входом-въездом и тыльным выходом с обеих сторон бункера есть несколько боковых входов-выходов. Вот и вся не очень затейливая конструкция.
После нападения на СССР быстрое продвижение германских войск на восток привело к тому, что эти бункеры так и не были использованы по назначению – оперативные штабы переместились восточнее. А сам Гитлер уже через два дня после начала войны с Советским Союзом обосновался в Вольчьем логове на Музурах - знаменитом «Wolfschanze», - где и провел в сумме чуть ли не два с половиной года (!) из четырех лет войны с СССР. В Волчьем логове я тоже был, конечно, и при случае вывешу фотографии.
Сейчас бункер в Елени фактически безхозный, посетить его может задармо каждый желающий. Некоторые подземные ходы от главного бункера к техническим постройкам недоступны-затоплены или не до конца исследованы – впрочем, по сведениям от любителей-экстремалов, ничего необычного там не ожидается. А в главном бункере – темень, холод и сырость, вряд ли каждый посетитель захочет пройти весь бункер до конца, мрачновато там, на себе проверил. Почти все имевшееся железо, включая ворота главного входа, давно вырезано местными умельцами на металлолом. А бункер-близнец в Коневке долго принадлежал военным, теперь он в частном владении и используется в экскурсионно-туристических целях, в части главного бункера устроена выставка военного снаряжения времен второй мировой войны, с большим количеством информационных стендов.
Вот мои примерно 20 фотографий с краткими поясняющими подписями.
1) ЕЛЕНЬ.

Вход-въезд в бункер. Еще 20 лет назад он был закрыт железными воротами. Справа от входа – краткая информация о бункере и о том, что более приспособленный для экскурсионного осмотра объект – такой же бункер в Коневке, примерно в 10 км отсюда.

Внутри, недалеко от входа. В реале там сыро, холодно и мрачно.

Бункер сооружали по секциям, с так называемыми дилатационными зазорами между ними – это известный прием в строительстве, чтобы от сезонного сжатия-расширения не трескались стены длинных сплошных сооружений. В этих щелях умудрились вырасти деревья.

Местами бункер совсем зарос мхом.

Тыльный вход-выход.

Внутри вспомогательных технических помещений – граффити фосфоресцирующей краской.

Одна из дополнительных технических построек, их немного – в основном, для водо- и энергоснабжения.

Как понимаю, в этом большом проеме (в поперечнике – больше двух метров) были металлические охлаждающие радиаторы, их вырезали на металлолом.
2) КОНЕВКА.

Столбы былого ограждения и входных ворот. За посещение нужно заплатить 8 злотых (примерно 80 рублей).

Вьезд в бункер. На воротах – надпись по-немецки «KONEWKA Bhf. Anlage Mitte» - «Станция КОНЕВКА. Сооружение «Центр»».

На переднем плане – выставочный экспонат, трофейный немецкий армейский мотоцикл, марку не знаю (не исключено, что БМВ).

Выставочная часть бункера.

Выставочные экспонаты.

Есть на выставке и джип (если это джип), а за ним, если не ошибаюсь, наш родной УАЗик, а может, какой его прототип времен войны – не поинтересовался, к сожалению.

Еще экспонаты – в основном, извлеченные из земли.

Общий вид выставочной части туннеля-бункера.

С выставочного стенда. Гитлер около своего поезда – кстати, его поезд назывался «Америка».

Ж-д колея в бункере.

Каким-то образом в выставочную экспозицию попала и советская 85-мм дивизионная пушка Д-44, разработанная в 1944 году на Уралмаше и принятая на вооружение уже после войны. Ее скорострельность до 20 выстрелов в минуту, а максимальная дальность стрельбы – около 16 километров. Прочитал в интернете, что она до сих пор на вооружении, в том числе в некоторых странах Азии и Африки – есть данные по состоянию на 2012 год. С 1946 по 1954 год Уралмаш выпустил почти 11 тысяч таких штук.

Замурованный тыльный вход-выход.

Замурованный боковой вход-выход.
А для совсем уж любознательных – вот планы размещения бункеров, с указанным масштабом. Отсканировано из книжки Малгожаты и Юлиуша Шиманьских „Kwatery główne Hitlera oraz niemieckie stanowiska dowodzenia w Polsce” (wyd. Imax, Łódź, 2004).
