starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Category:

Яремче. Мосты, тоннели, блокгаузы и ДОТ

Оригинал взят у starcom68 в Яремче. Мосты, тоннели и ДОТ
Несмотря на всю курортную расслабленность Яремчи, есть в ней и фортификационные объекты из разряда противодиверсионных. В южной части города, железная дорога Делятин-Вороненко, построенная во времена Австро-Венгерской империи, дважды пересекает Прут, а после второго моста сразу ныряет в тоннель. На коротком отрезке до Микуличина колея проходит через тоннель еще раз.
Долго разбирался с имеющимися историческими фотографиями мостов и в конечном итоге пришел к выводу, что знаменитый каменный арочный мост в Яремче это северный мост, а южный у тоннеля был чуть скромнее. В 1894 году был построен один из крупнейших в Европе арочный железнодорожный мост с прогибом 65 м в свету, рассчитанный инженерами Станиславом Косинским и Зигмундом Шариком по теории упругих арок на основе исследований общества австрийских инженеров в Вене. В 1944 году во время Второй мировой войны мост был разрушен. Источник. Надо сказать, что оба моста были разрушены и не раз. Современные железобетонные мосты выполнены по более простой схеме. К сожалению, северный железнодороный мост я не снимал, но в Google Earth много его фотографий.
К старым мостам я еще вернусь в конце поста, а пока меня больше заинтересовал южный мост у тоннеля, а точнее долговременное огневое сооружение рядом с ним. Обратите внимание на проступающие из земли перед амбразурами контуры фундамента и строительный мусор в грунте. Это важно.

Для обороны этого важного стратегического объекта в составе железнодорожного моста и портала тоннеля был сооружен простейший одноказематный ДОТ на три амбразуры. Одна из них смотрит вдоль железной дороги, вторая перпендикулярно на проходящее рядом шоссе, третья - через реку в торону тоннеля.
Когда построена это огневая точка я не знаю, скорее всего после Второй мировой войны. Мост охраняется вооруженной охраной, пропустить меня к сооружению она отказалась, но милостиво разрешила сфотографировать с шоссе. Добрые люди.



Здесь на фото хорошо видно как бы очертания фундамента более ранней постройки перед амбразурой ДОТа. Я специально не готовился к поездке и не обратил на это внимание. Историю фортификационных сооружений этого места я узнал только в процессе написания поста.


Разглядывание амбразурного узла не внесло ясности в происхождение ДОТа


Река Прут чуть выше по течению. Справа банька и пляж, где народ летом наслаждаеется естественными атракционами  в стиле аквапарка


А теперь, внимание, посмотрим исторические фотографии с этого ракурса. Что мы на них видим? Правильно - австрийский блокгауз. Как оказалось, в издании Австро-Венгрия. Военно-статистическое описание. Часть I. Восточно-Галицийский район. Издание Главного Управления Генерального штаба. С.-Петербург. 1912 г. упоминается аж четыре блокгауза в этом месте "2 туннели между станцией Микуличин и Яремча – 4 блокгауза (у входов)". Источник Эти туннели легко находятся и если знать о блокгаузах заранее, наверняка находятся легко и их остатки. Обратите внимание на главном пролете моста по три распорные арочки с каждой стороны.

Источник Фотогафия ниже впоследствии была помещена в статью "Ufortyfikowane straznice kolejowe w Galicji na poczatku XX wieku" журнала Forteca № 2 за 1997 г.


Еще одно фото моста. Три распорные арочки с каждой стороны центрального пролета. Блокгауз остался за кадром или еще не построен


Именно на остатках старого блокгауза и был построен более поздний ДОТ. Знать бы заранее - поснимал бы больше.
Еще один вид на портал туннеля. Внизу видны остатки старого моста.


На противоположной стороне железной дороги расположена вот такая скала под названием Камень Довбуша. Она вся испещрена надписями. Можно рассмотреть даты 1914 год и январь 1941 года. Одна из надписей в обрамлении старательно сбита. Большая часть надписей выполнена латиницей. Многие праздно шатающиеся отдыхающие по путям от порогов доходят до скалы и пытаются проти дальше к мосту поглазеть на живописные виды, но вооруженная охрана моста вяло отгоняет их.


Как я уже говорил. про австрийские блокгаузы я узнал в процессе написания поста и входные порталы тоннелей специально не обследовал с целью обнаружения их остатков. На Google Earth при внимательном рассмотрении можно увидеть охранные сооружения практически у каждого портала тоннелей. Но без натурного осмотра остается только гадать что они из себя представляют. Однако самый южный портал второго тоннеля, со стороны Микуличина, попал ко мне в кадр.


Где здесь мог быть блокгауз на таком снимке не видно. Надо смотреть на месте


Несколько исторических фотографий северного моста в Яремче, раз уж я их собрал. Источник фото: Украинский фортификационный форум
Процесс строительства северного моста


Мост до Первой мировой войны. Обратите внимание, по краям основного пролета по четыре распорные арочки. За ним мост автомобильный, чьи опоры сохранились до настоящего времени


Мост после подрыва в 1917 году отступающими российскими войсками


Восстановленный в 1924-1925 годах северный мост. У главного пролета стало по пять распорных арочек с каждой стороны.


Надеюсь с мостами я правильно разобрался и ничего не напутал.
Другие мои репортажи о путешествия по Западной Украине в 2013 году: http://starcom68.livejournal.com/1134107.html
Tags: Австро-Венгрия, ДОТы, Украина
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments