Данный форт расположен на берегу Вислы, в к востоку от города. Отличительной особенностью форта являются 4 поворотные бронированные башни 210-мм гаубиц "H.P.T. 90". Сами орудия, к сожалению, не сохранились. Диаметр башен - 5 м.

Вторая башня.

Вид и состояние башни изнутри.


Поворотный механизм


Фото сделано снаружи, через отверстие для дула.

Горжевые казармы, левая часть. Горжевой капонир размещён не по центру, поэтому левая часть казарм занимает примерно 3/4 горжи.

Горжевые казармы, правая часть.

Казематы, вид изнутри.


Потерна в горже.

Центральная потерна (?)

На полу, судя по всему, родная плитка.

Состояние казематов не везде идеальное.


В заключении приведу небольшую выдержку из доклада члена Торуньского общества фортификации Я.Покшивницки, который он делал на пятой международной конференции "Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии" в Калининграде 30 октября 2009 г.
"После победоносного завершения Франко-прусской войны Пруссия, точнее говоря, Германская империя, приступила к расширению крепостей. Увеличения основной части крепости и пояса внешних фортов дождался также и Торунь. В радиусе 3,5 км от центра крепости было сооружено 15 фортов. Семь из них — традиционные форты Бихлера, остальные — промежуточные форты и один — броневой, ставший первым фортом такого типа, построенным на территории тогдашней империи. Он был расположен на месте, с которого хорошо просматри валась окружающая местность. Под четырьмя бронебашнями диаметром 5 м стояли четыре гаубицы калибра 21 см.
Основная часть форта с тремя бронебашнями и механизмами гаубиц находится в хорошем состоянии, в ближайшее время в ней откроется музей крепости Торунь. Остальные форты в большей или меньшей степени разрушены. Лучше всего сохранился V форт, в котором на своих местах можно увидеть большую часть металлического оснащения и столярных изделий. Хуже - IV форт, где сейчас размещаются ресторан и моложежная гостиница. Остальные форты используются только частично или пустуют. Сооружения этого типа очень трудно приспособить и использовать для гражданских целей, так как отсутствие возможности свободно перемещаться внутри них и влажный микроклимат вызывают серьезные трудности в их эксплуатации. Эти объекты требуют практически круглогодичного отопления, что приводит к дополнительным затратам.
Из 70 небольших кирпично-бетонных убежищ, расположенных в промежутках между фортами, осталось 2/3. Сейчас блольшинство из них стоят пустыми, в лучшем случае они закрыты. Объекты в районе старой части города сохранились лучше всего, только два убежища под валом сейчас пустуют. У них есть хозяин, но в них ничего не делают. Это помещения с укрепленными бетонными перекрытиями, способными выдержать обстрел тяжелой артиллерией, но из-за этого их адаптация к современным условиям более сложна. А вот вспомогательные здания, имеющие конструкцию типичного строения, эксплуатируются. Их довольно много. Бывшие казармы или по-прежнему используются армией, или в них находятся гражданские учреждения, например школы. Многие помещения занимают магазины либо небольшие фирмы. Часть из вспомогательных объектов функционирует в соответствии с тем назначением, с которым они были построены: больница, дом солдата, а также гарнизонная прачечная. До недавнего времени выпечка хлеба для Торуни осуществлялась в старой хлебо пекарне, которая размещалась в блиндаже продовольственного отдела крепости.
В последнее время растет интерес жителей города к истории крепости. Ее уже не считают «набором» немецких бункеров, которые должны быть убраны. Все больше горожан считают, что крепость — это существенная часть истории нашего края. Однако еще многие полагают, что основным критерием оценки памятника старины является его возраст. Их трудно убедить, что объект, которому только 200 лет, уникален в масштабе Европы и заслуживает внимания"