starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Category:

22 августа 1941 - день фортификации в Кремле

Постановление о строительстве оборонительных сооружений
Оригинал взят у gistory в Урок географии
22 августа 1941 года в Кремле был "день фортификации". Было подписано целых два постановления ГКО по вопросу строительства оборонительных сооружений.
Наиболее известное, так и называется: "О строительстве оборонительных сооружений". Подписано оно было с подачи Лаврентия Павловича Берия. И это ни чуть не удивительно - структуры НКВД, главным образом в лице Главгидростроя НКВД, уже почти два месяца строили оборонительные рубежи буквально на всех фронтах. Самой масштабной стройкой был центральный участок - Фронта Резервных армий, более известный, как Ржевско-Вяземская линия.
Во многих публикациях начало строительства оборонительных рубежей отсчитывают именно от 22 августа, что неверно. Десятки тысяч человек начали их строить еще 2-7 июля. А это постановление в большей степени фиксировало ту структуру, которая сложилась за это время.



Сталин не сильно поправил постановление, однако то ли его ошибка, то ли ошибка расшифровщика привела к географическому курьезу.


видимо в процессе обсуждения Сталин решил внести уточнения, в результате чего Двина стала впадать в Днепр. На самом деле в райне Чернигова протекает Десна, впадая в Днепр рядом с Киевом.



Среди тех, кто был назанчен начальниками строительных управлений были и те, кто уже фактически руководил стройкой. И те, кому только предстояло входить в курс дела.
Не могу не отметить в первую очередь Григория Давыдовича Афанасьева - одного из организаторов строительства Беломорско-Балтийского канала и начальника Глубокой Выемки на канале Москва Волга. Его участок рубежа Резервных армий был построен на 100%, точно в срок. После войны вернулся к строительству гидроэлектростанций. К сожалению, его ия практически забыто.
Михаил Михайлович Царевский - один из крупнейших организаторов строительства, среди прочего построил предприятия в Нижнем Тагиле, как до войны, так и во время нее, а после строил объекты атомной промышленности.
Александр Николаевич Комаровский - также крупный организатор строительства, работал и канале Москва-Волга, в войну строил Челябинск, а после войны атомные объекты.
В этом списке два "чистых" сотрудника НКВД, у которых по моим данным, не было опыта строительства: Николай Михайлович Лагунов и Павел Васильевич Чистов, если первый позже вернулся в систему НКВД, то Чистову не повезло.
Буквально через несколько дней после назанчения, 2 сентября он случайно попал в немецкий плен, когда ехал осматривать участки строительства. В плену он рассказал о том, кто он и чем должне был заниматься, правда утверждал, что он инженер строитель, видимо, не упоминая про богатый опыт начальника ИТЛ. В итоге, он дожил до освобождения в 1945 году, после чего был отправлен в ИТЛ уже в качестве заключенного. Отбыл все 10 лет, был оставлен на "вечную ссылку", но через пару лет освободился и вернулся в Москву. Неоднократно просил о реабилитации, но его бывшие заслуги начальника ИТЛ уже обернулись против него, и до своей смерти в 1982 году, он так и не был реабилитирован.









Обратите внимание на пункт 25. Мобилизованному населению за работу на рубежах платили деньги. Правда, здесь указана оплата за день, в то, время как на местах предпочитали оплачивать сдельно - сколько кубов выбросил - столько и получил.



Интересное упоминание про экскаваторы. К сожалению, многие из них не только не были использованы, но и были утеряны при отступлении. Для рытья рвов подходили лишь некоторые из экскваторов, основная же масса была тяжело, неповоротлива и годилась лишь для работы в карьерах или на строительстве каналов и водохранилищ - в относительно узких рвах, им было неразвернуться.





А вот "беловик" постановления, в котором черном по белому написано, что Двина впадает в Днепр.



Если вы родственник кого-либо из этого списка или ваши родственники принимали участие в строительстве оборонительных рубжей - напишите мне gistorydotru@gmail.com


Tags: 1941, ВОВ, Ржевско-Вяземская линия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments