starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Categories:

Второе вальное укрепление Кёнигсберга

Оригинал взят у visualhistory в Второе вальное укрепление Кёнигсберга
Не считая древнего Кафедрального собора, самое ценное, что уцелело от старого Кёнигсберга - это система укреплений Вального кольца. Советские солдаты в апреле 45-го взяли штурмом эту твердыню, но разрушить её не смогли ни бомбы, ни снаряды, ни десятилетия полной заброшенности. Лишь в последние годы началась активная реставрация и культурное использование. Это то, ради чего стоит посетить город без исторического центра.

Оригинал взят у neringa_iris в Второе вальное укрепление Кёнигсберга



Схема Второго вального укрепления Кёнигсберга 1843-1862 гг.



Начнем мы нашу прогулку от Южного вокзала и отправимся против часовой стрелки, если смотреть на карту города.


Фридландские ворота

Первым на нашем пути предстал Хабербергский фронт, включающий в себя равелины Хаберберг и Фридланд, а также бастион Прегель.


Равелин Хаберберг


Равелин Фридланд

Между равелином Фридланд и бастионом Прегель располагаются Фридландские ворота. Ворота были построены позже остальных, около 1857-1862 гг. С их вводом в строй был завершен второй пояс укреплений Кенигсберга. Свое название они получили по направлению дороги на Фридланд. Это самые широкие и самые укрепленные ворота с двумя проездами, слева и справа от которых находились казематы охраны, а далее – узкие проходы.

С внешней (полевой стороны) ворота имели эскарповую стену (внутреннюю стену крепостного рва) с многочисленными амбразурами и дозорным путем за ней.

По центру ворота были украшены скульптурами. С внешней стороны ворот в нише была установлена скульптура великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангера, который в 1309 году перенес резиденцию Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург (Мальборк, который находится на территории современной Польши). Великий магистр изображен держащим в одной руке макет замка Мальборк, а в другой – грамоту о перенесении резиденции. Со стороны города установлена статуя гросскомтура Бальги Фридриха фон Цоллерна со знаменем из Таненберга.

Следующим на нашем пути предстали остатки бастиона Прегель. Если верить карте, то построен он в 1862 году архитектором И. Штраусом (но после описанного выше случая, не очень-то я доверяю этой карте, но другой информации просто нет).



К бастиону Литова мы так и не добрались, благодаря всё той же злосчастной карте, хотя кирпичные стены бастиона видели, правда, из-за забора. Подойти ближе и сделать снимки не удалось. Может мы просто не с той стороны подходы искали?..

Следующими мы увидели Закхаймские ворота, построенные около 1855-1860 гг. и  названные так по месту расположения в городском районе Закхайм («Заплечный мешок»). Изначально ворота представляли собой целый комплекс с большим проездом готической формы. По сторонам от башен располагались помещения для охраны и казематы для технических нужд, разобранные после Первой мировой войны.

В отличие от других ворот, где башенки выполняли чисто декоративную функцию, башни Закхаймских ворот имели и оборонительное значение: внутри башен находятся винтовые лестницы, по которым в случае необходимости можно было подняться наверх. Со стороны города, сверху находились два медальона с портретами генералов времен наполеоновских войн Йорка и Бюлова, а с внешней стороны ворота были украшены изображением черного орла.

Неподалеку находится редюит бастиона Купфертайх («Медный пруд»), получившего свое название от пруда к востоку за оборонительной линией.

Бастион не отличался особой мощностью укреплений. За основным водным рвом, прямо перед Закхаймскими воротами располагался равелин Закхайм, закрывавший подступы к бастиону. Однако все эти укрепления были снесены в 1910-х годах, за исключением редюита.

Рядом находятся Королевские ворота, получившие свое название в 1811 году в честь торжественных королевских выездов через них на парадный плац Девау на войсковые учения и смотры. Вообще впервые ворота на этом месте появились аж в 1626 году и назывались они «Нойе Зорге» («Новая забота»). Затем их сменили Гумбинненские ворота, названные так по дороге, ведшей через них в Гумбиннен (ныне Гусев). Именно эти ворота и были переименованы в Королевские. В 1843 году начался этап модернизации этих ворот в связи со строительством второго оборонительного вального пояса под руководством архитектора, генерал-лейтенанта инженерных войск Эрнста Людвига фон Астера. 30 августа 1843 года состоялась закладка Королевских ворот, в которой участвовал сам король Фридрих Вильгельм IV.

Городской фасад с 1852 года украшают статуи трех «отцов Кёнигсберга»: слева – король Оттокар II Богемский (которого принято считать основателем Кёнигсберга), в центре – король Фридрих I (первый коронованный прусский короля), справа – герцог Альбрехт (реформатор Орденского государства в светское). Ниже скульптур находятся гербы трех государей, а выше – гербы прусских земель Самбии и Натангии.

Двигаемся дальше по Литовскому валу. Справа находится бастион Грольман - крупнейший опорный узел оборонительного комплекса.

Строительство бастиона было завершено в 1851 году, а назван он в честь генерала Карла Вильгельма фон Грольмана, реформатора прусской армии и участника освободительной войны против Наполеона. В состав самого крупного бастиона выходят двухэтажный подковообразный редюит (надстроенный третьим этажом в начале XX века) с дворовым пространством для укрытия солдат, земляной вал, капониры и казематы в теле вала.





Напротив бастиона Грольман находится оборонительная казарма Кронпринц, возведенная в 1843-1848 годах и названная в честь наследного принца Вильгельма, который в 1861 году был коронован в Кёнигсберге.

Казарма создавалась как мощная крепость, устройство которой позволяло вести круговую оборону. Именно с закладки оборонительной казармы Кронпринц 15 октября 1843 года и началось строительство нового оборонительного пояса – второго вального укрепления.

Далее на Литовском валу находится бастион Обертайх, построенный  в 1843-1860 годах по проекту Э.Л. Астера. Особенностью бастиона является то, что его редюит состоит из двух прямоугольных зданий. Они использовались в XIX веке как казарменные сооружения для гарнизона бастиона. До сегодняшнего дня сохранился не только его редюит, но и часть переднего вала с кирпичной стеной.

Следующий объект на пути нашего следования Россгартенские ворота, возведенные на берегу озера Верхнего в бывшем районе Россгартен («Конский выпас») в 1852-1855 годах. Это единственные ворота, сохранившие все элементы комплекса: внутренний дворик, мост через крепостной ров, предмостные укрепления и каземат.

Архитекторами постройки были инженер-гауптманн и директор крепостного строительства Ирфюгельбрехт и инженер-лейтенант фон Хайль из Кёнигсберга. Проект фасада был выполнен тайным верховным строительным советником Августом Штюлером. Слева и справа над аркой расположены два портретных медальона, с изображениями знаменитых прусских генералов освободительной войны против Наполеона: Шарнхорста и Гнейзенау.

В непосредственной близости от Россгартенских ворот находится башня Дона, построенная в 1853 году и названная в честь генерала-фельдмаршала Фридриха Карла Дона.

Широкая круглая башня имеет три этажа и в плане образует кольцо с круглым двором внутри. С городской стороны перед центральным входом в башню расположен замкнутый дворик – кордегардия, обеспечивающая автономность башни и возможность круговой обороны.

С другой стороны Верхнего пруда находится башня Врангель, названная так в честь генерала-фельдмаршала, графа Врангеля. Обе башни устроены одинаково имеют диаметр 34 м и высоту 12 м и представляют собой зеркальное отражение друг друга.



Продолжаем наше путешествие вдоль второго вального укрепления Кёнигсберга. И видим бастион «Астрономический» возведенный в 1855-1860 гг.

Бастион получил такое странное название от находившейся напротив обсерватории, сооруженной Ф. Бесселем в 1813 году. Во время постройки железной дороги в 1910 году была снесена передовая часть бастиона. До наших дней сохранились лишь капонирный редюит полукруглой формы и редюит флангового обстрела рва.



Неподалеку находятся Аусфальские ворота, правда, догадаться, что это бывшие ворота достаточно сложно.

Аусфальские ворота – единственные ворота, предназначавшиеся исключительно для пешеходов, представляли собой узкий пешеходный тоннель с казематом над ним. После устройства улицы, прошедшей рядом по насыпи, и создания ландшафтной прогулочной зоны на месте земляного вала в 1920-1930 гг. ворота оказались ниже планировочного уровня земли. В 1995 году к 50-летию Победы над воротами была возведена православная часовня Святого Георгия.

Рядом находятся еще одни ворота - Железнодорожные, возведенные 1866-1869 гг. Через эти ворота проходила старая железная дорога, ведущая в Пиллау (Балтийск).

После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (Гвардейский проспект) и ворота превратились в обычный дорожный мост. Это единственные сохранившиеся в городе железнодорожные ворота. Интересно, что на воротах висит табличка «Кирха XIX-XX вв.». Только я никак не могу понять, глядя на архитектуру ворот, как здесь могла находиться кирха…

Следующие на нашем пути ворота Фридрихсбург. В 1657 году по воле курфюрста Фридриха-Вильгельма на этом было начато строительство цитадели Фридрихсбург. Крепость могла прикрывать огнем все устье Преголи вплоть до её впадения в залив Фришес Хафф. Крепость представляла собой квадратное земляное сооружение, с вынесенными по углам пятиугольными бастионами. Во время строительства второго вального укрепления крепость была усилена тремя равелинами, которые были вынесены за ров, по внешнему периметру вне рва крепость была обнесена стеной и валом. Таким образом, старая цитадель вошла в систему новых оборонительных сооружений, перед мостом в 1852 году были возведены Фридрихсбургские ворота.

В 1920-х годах при строительстве железнодорожного моста крепость была снесена, остались лишь ворота Фридрихсбург, которые сохранились до наших дней.

Завершаем мы наше путешествие по второму вальному укреплению Кёнигсберга возле Бранденбургских ворот, возведенных примерно в 1860 году.

Ворота были названы по расположенному к юго-западу от Кёнигсберга населенному пункту Бранденбург (пос. Ушаково), в свою очередь получившему название от немецкой земли Бранденбург. Это единственные ворота, сохранившие до сегодняшнего момента свою функцию: через них до сих пор осуществляется движение транспорта. Ворота имеют два проезда и казематы для охраны.

С внешней стороны ворот сохранились два рельефных изображения «прусских орлов» - основы гербов Пруссии и Германии.

С городской стороны на фронтонах находятся портретные медальоны: слева изображен военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, герой наполеоновских войн; а справа - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн, автор проекта модернизации кенигсбергских укреплений (второго вального укрепления), вдоль которых мы сегодня и совершили прогулку.


Tags: Германия, Крепости, Кёнигсберг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments