starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Categories:

Бригитский мост в Брестской крепости

Мало кто знает, но в Бресте существует объект, которому, возможно, нет аналогов во всей Европе. Можно сказать, единственный в своем роде.
Речь пойдет об одном укромном уголке Брестской крепости. Туда не проложен туристический маршрут, туда не водят официальные экскурсии, более того, на стенде Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» этот объект не существует и вовсе.

Если, прогуливаясь по крепости и ее центральному острову, вы пройдете от Тереспольских ворот вдоль Буга, повернете за оборонительную казарму и пройдете порядка метров пятидесяти, вы окажетесь на месте.
Среди вод правого рукава река Мухавец, уже более ста лет стоят две железобетонные опоры с металлическими фермами, остатками подъемного механизма и тремя пилонами.
Так называемый «Бригитский мост». О нём писал в своих воспоминаниях Иван Осипович Белинский, человек, который спроектировал этот мост и, под чьим руководством он был возведен в период с 1911 по 1913 годы.


И.О.Белинский со своей супругой. Брест Литовск

Почему именно Бригитский, догадаться несложно. Именно этот мост соединял Цитадель с западной частью Кобринского укрепления, и самым ближним к нему было здание бывшего Бригитского монастыря.

Памятная табличка. Найдена в крепости в 1963 году. Экспозиция музея обороны МК БКГ

Из воспоминаний И. О. Белинского: «Вскоре после прибытия (прим.1911 г.) я был назначен заведующим Волынским сектором крепости и старшим производителем работ. Работы было много: мне поручили перестройку казематов форта №5 и их усиление… , а так же прилегающих участков местности. Отдельным заданием было составление проекта железобетонного моста через водяной ров в Волынском секторе крепости. Этот железобетонный мост не был единственным. Второй мост (так называемый Бригитский) был спроектирован и построен мной через правый рукав реки Мухавец. Мост имел ту особенность, что средний пролет его имел подъемное пролетное строение длинной 6,5 м. Это обеспечивало пропуск по реке судов, плывущих по Днепровско-Бугской системе, связывавшей Балтийское и Черное море».
Наш город был звеном в связующей цепи этой системы! От Балтики до Черного моря - через Брест! Невероятно, но это - факт!
В 1915 году, войска Российской армии покидают Брест-Литовск. До нас дошли снимки немецких солдат периода 1 мировой, где мы видим, что мост сгорел. До сих пор нет точных данных, когда именно. По одной версии, русские войска сожгли мост при отступлении. По другой, мост сгорел позже, в сентябре 1915, на уже оккупированной территории.


В польский период мост хоть и утратил свою подъемную функцию, но на нем был восстановлен настил и сделаны сходы. Он продолжал действовать. По соседству, в части оборонительной казармы и бывшем здании Арсенала, в польский период рассполагался 6-й саперный батальон, входивший в 9-й саперный полк. Саперы проводили регулярные тренировки у Бригитского моста, строя и затем разбирая временную переправу для пехоты.


В 1939 году, перед штурмом крепости, солдаты польского гарнизона вывели из строя все мосты, ведущие в крепость с северной, южной и восточной стороны, оставив для выхода из крепости только один, Тереспольский. На фото ниже видно, что входящие в крепость немецкие подразделения проходят Бригитский мост по наспех уложенным доскам.
С сентября 1939 года по июнь 1941, мост оставался в таком же виде и использовался военнослужащими 132 – го отдельного батальона конвойных войск НКВД, для подхода к объекту, на котором они несли службу. А именно, охрана тюрьмы №2 «Бригитки».
Можно сказать, что нам повезло. Несмотря на обрушившийся ураган смертоносного металла на крепость в июне 1941-го, мост сохранился до наших дней в достаточно презентабельном виде. Настил и сходы были сделаны из дерева, поэтому время и события их не щадили. Как и не пощадил кто-то один пилон, который был срезан в послевоенное время. Увы, отсутствуют противовесы, цепи и другие детали подъемного механизма.


В 2014 году, руководителем бюро Передовые Строительные Технологии, А.И. Качуровским и группой энтузиастов, на основании оригинальных чертежей, был восстановлен при помощи нехитрой компьютерной программы процесс подъема моста. Более того, городу был предложен проект восстановления и реставрации этого уникального объекта.


Возможно в данном случае, насчет полного восстановления говорить не совсем уместно, т.к. на фоне отключения электроэнергии по ночам, городу не до того. Однако это место в любом случае заслуживает нашего внимания. Тротуар к мосту и информационный стенд - это то, что город может сделать. Более того, это необходимо сделать! Ведь у нас, в нашем небольшом и уютном городке существует единственный в своем роде, уникальный памятник, вертикально-подъемный мост начала прошлого века!






Олег Полищук специально для социального портала Реальный Брест
Материал полностью
Tags: Беларусь, Инженерное дело, Крепости, Крепость Брест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments