starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Categories:

Еще один взгляд на ИКК Линия Сталина

Оригинал взят у oesolod в Поездка в Беларусь часть 11 \ Линия Сталина
     «Линия Сталина» (Die Stalinlinie), в 1930-х годах — оборонительная линия в СССР, система узловых оборонительных сооружений на границе СССР (до 1939 года), состоявшая из укрепрайонов (УР) от Карельского перешейка до берегов Чёрного моря. Вначале их было 13 единиц, а затем появились ещё 8 укреплённых районов вдоль западных рубежей Советского Союза. Их нумерация начиналась с номера 1. Но укреплёнными районами были усилены не только западные, но и восточные рубежи страны. От Благовещенска до Владивостока пролегала полоса из 13 УР. Их нумерация начиналась с номера 101. Все укреплённые районы возводились по единым типовым проектам, их организационная структура определялась в соответствии с едиными требованиями по единой методике. В 2005 году в Белоруссии с использованием ДОТ Минского укрепрайона был создан историко-культурный комплекс «Линия Сталина» — военно-исторический музей под открытым небом. И именно его мы сегодня посетим.
00000923-41.JPG

       Первым делом мы отправились к площадке с боевой техникой. Тут компактно расположены различные боевые машины, танки, ракеты и прочее. Это та часть музея, которая похожа на все остальные музеи техники.
00000888-6.JPG



       Так что мы не задерживаемся тут надолго, а отправляемся дальше. Совсем рядом располагается поле для реконструкции, где уже предустановлены предметы ландшафта, вырыты окопу, а с краю стоят трибуны для зрителей.
00000889-7.JPG



       Обстановка на поле тех годов, покореженные машины, остатки дома.
00000891-9.JPG


00000893-11.JPG



00000897-15.JPG





       Во время реконструкции — это место наполняется жизнью и смертью, огнем и шумом, но сейчас тут тихи и спокойно. Можно посмотреть машины, зайти в дом, побегать по окопам.
00000899-17.JPG



        Идем дальше, я уже заметил что-то более интересное. На территории расположено несколько ДОТов, и один из них я и увидел.



       А самое лучшее, что туда можно зайти и посмотреть, как выглядел ДОТ изнутри.
00000915-33.JPG



       Внутреннее наполнение порадовала, все покрашено, чисто, красиво. Пулеметный ДОТ № 292 построен в 1932 году и входит в состав отдельного ротного района обороны «С» Минского укрепрайона. Это самое распространенное сооружение в системе укрепрайонов старой границы. Толщина напольных стен – 1,5 м, толщина перекрытия – 1,1 м., объем железобетонной кладки – 150 куб. м.
00000913-31.JPG




      Две огневые позиции, пулеметы можно покрутить, посидеть за ними. Даже сложно представить, какого оказаться в таком месте в боевых условиях.





       Главное вооружение ДОТа – три 7,62-мм пулемета системы Максим обр. 1910 г.
00000905-23.JPG



       Центр дота - командирское место. Самое углубленное и защищенное.
00000904-22.JPG




       Второй пулемет. С внешней стороны было три углубления ведущих к орудиям, но одно было заложено и пулеметов внутри оказалось только два. Боевая часть сооружения разделена на 2 каземата – большой и малый. Два пулемета в большом каземате, один – в малом
00000903-21.JPG




       Место связиста.
00000900-18.JPG


       ДОТ интересный, но маленький, так что накрутившись вдоволь за пулеметами, опробовав все возможные кнопки и тумблеры, идем дальше. Различные типы заграждений и периметров.
00000920-38.JPG



      Дальше идет целый ряд наблюдательных и боевых точек, почти во все можно зайти и посмотреть изнутри. Более подробно советую посмотреть в видео (в самом низу).
00000921-39.JPG



00000922-40.JPG




       Немецкий наблюдательный бронеколпак времен первой мировой войны, использовался на польских укреплениях участках "Барановичи" подучастка "Дарево"находился около деревни Мал. Подлесье.
00000923-41.JPG


       По всей территории проходят окопы.
00000926-44.JPG



       Артиллерийский полукапонир No 134 был построен в 1932 году и входил в состав Минского укрепленного района. Полукапонир – это фортификационное сооружение, ведущее фланговый огонь в одном направлении. В отличие от полукапонира, капонир ведет огонь по двум противоположным направлениям. И в него тоже можно зайти.
00000928-46.JPG



      Зайдя в полукапонир мы первым делом попадаем в так называемый артиллерийский дворик. Во второй половине 30 - х гг артиллерийский дворик пристраивали к основному сооружению. В мирное время дворики использовали в качестве караульных помещений, а в боевой обстановке здесь можно было разместить дополнительный боекомплект ДОТа, укрыть пехоту.
00000930-48.JPG




      Вооружение боевого каземата состояло из двух 76,2 - мм пушек образца 1902 г. на капонирном лафете Путиловского завода обр. 1932 г. Артиллерийский расчет каждого орудия – 7 человек. Пять из них находились в боевом каземате, двое – в тамбуре. Боезапас составлял 300 снарядов на орудие. Во время боя стреляные гильзы скатывались по наклонному лотку в гильзосборный колодец. Снаряды располагались на стеллажах. Их подавали к орудию через отверстие в двери.
00000932-50.JPG




      В случае применения противником отравляющих веществ воздух, подаваемый в сооружение должен был очищаться в фильтрах, наполненных наполовину углем и лебяжьим пухом. В этом отсеке также могли размещать хозяйственный инвентарь, сухие пайки, питьевую воду, керосин и т. д.

00000933-51.JPG


    Тамбур перед вторым казематом. Тут стоят стеллажи, на которых должны размещаться снаряды. Снизу можно увидеть решетку, ведущую в колодец для гильз.
00000934-52.JPG


         Орудие. В двери можно увидеть отверстие, через которое подавались снаряды.
00000936-54.JPG


       Отсек коменданта это самое маленькое помещение в ДОТе, где находятся перископ 10 - кратного увеличения, радиостанция, телефон и переговорные трубы. Перископ имеет ключевое значение в ведении скрытого наблюдения и руководства боем. Через это устройство комендант наблюдал за полем боя, и в соответствии с картой координационной сетки передавал ориентиры и указания расчетам орудий. В то же время выход перископа на крышу – одно из самых уязвимых мест ДОТа. При окружении противник мог уничтожить сразу весь гарнизон сооружения, перископ выбивался направленным взрывом, затем в шахту выхода перископа заливался бензин, забрасывались гранаты. Связь с казематами осуществлялась по переговорным трубам. При помощи телефонного аппарата и коротковолновой радиостанции осуществлялась связь между близлежащими сооружениями.
00000937-55.JPG



      Генераторный отсек по праву можно назвать центром жизнеобеспечения ДОТа. Источником электроэнергии служил агрегат АЛ - 12/2. Это бензиновый двигатель, соединенный с электрическим генератором. Для его охлаждения, и одновременно обогрева сооружения использовался стационарный калорифер. В качестве топлива использовался обыкновенный автомобильный бензин, запас которого, кроме бензобака агрегата, хранился в отдельном бидоне. Как правило, в артиллерийских полукапонирах в связи с большой потребностью в воздухе применялись вентиляторы системы Фарко (производительность вентилятора 3600 м3/ч) и только с электрическим приводом. Система удаления пороховых газов – вытеснительная, за счет подпора, создаваемого вентилятором.
00000939-57.JPG



     Очень интересное и познавательное место, а также можно все пощупать, покрутить, посмотреть в перископ. Но пора на выход, нам еще осматривать много других экспонатов и экспозиций.
00000940-58.JPG



      Мы ушли в какие-то не сильно облагороженные поля. Сложилось впечатление, что мы пошли по трассе для катания. То тут, то там, вдоль дороги были раскиданы покореженные автомобили и остатки техники.
00000942-60.JPG



00000943-61.JPG



00000944-62.JPG



00000945-63.JPG



       Порой попадались очень даже интересные экземпляры, самолеты, а иногда и просто части от танков.
00000946-64.JPG



00000947-65.JPG



00000948-66.JPG



      Дорога вывела нас еще к одному ДОТу. К сожалению, в него нельзя зайти.
00000949-67.JPG



       Зато рядом стоит палатка полевого госпиталя и ничего не мешает в нее зайти.
00000950-68.JPG


      Внутри немного пустовато, либо экспозиция еще не доделана, либо пытались отобразить разруху и запустение.
00000951-69.JPG




      В музее представлены несколько площадок с различной техникой, авиационной, инженерной, пво, военной. Особо заострять внимания на каждом экспонате я не буду, так как сам прошел их довольно бегло.
00000954-72.JPG


00000955-73.JPG



       Более детально я рассмотрел площадку инженерных сооружений. Подобные экспозиции я еще не встречал, поэтому было интересно. Тем более я впервые видел бомбоубежища вне земли.
00000962-80.JPG



        Сборно-разборное сооружение из крупноволнистой стали Панцирь-2ПУ, предназначается для защиты техники и личного состава. Остов сооружения собирается из криволинейных элементов крупноволнистой стали и плоских элементов пола каркасной конструкции. С помощью поперечных и продольных перегородок сооружения, в зависимости от его назначения, может разделяться на отдельные рабочие и технические помещения. Энергоснабжение сооружения осуществляется от внешних источников.
00000960-78.JPG



       Еще одно сооружения из крупноволнистой стали. Предназначено для защиты личного состава. Внутри тамбур, жилой отсек, нужник. Так как там темно и ничего не видно, посетители музея не брезгают мусорить.
00000961-79.JPG



        Все остальные сооружения оказались закрытыми.
00000963-81.JPG




        Основное отличие по форме и размеру, а также вместимости.
00000964-82.JPG


00000965-83.JPG



       Удалось заглянуть в одно из закрытых сооружений, почему-то в них сделаны отверстия, возможно для ввода коммуникаций или для вентиляции. Условия там конечно спартанские.
00000966-84.JPG



        Последняя экспозиция, которую мы осмотрели, посвящалась саперной техники или машинам для зомби апокалипсиса.
00000968-86.JPG



       Основной задачей путепрокладчика БАТ-2 является прокладка путей и дорог в зоне боевых действий. Машина создана для замены устаревших путепрокладчиков БАТ-М для дивизионного звена. Также она идеально подойдет для проезда по улицам постапокалиптического города.
00000969-87.JPG



       Путепрокладчик «БАТ-М» относится к классу инженерных (дорожных) машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъёмных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.
00000970-88.JPG




        МДК-2 — армейская машина для инженерных войск, предназначенная для отрывания котлованов под укрытия для техники или личного состава. Представляет собой навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания на базе тягача АТ-Т. Если ковш такой машины установить на уровне головы, то можно уничтожать целые полчища зомби.
00000971-89.JPG




      Не удержался и сфоткал все же один самолет. Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt — «Жеребёнок», разг. — «Аннушка», «Кукурузник» (получил в наследство от По-2)) — советский лёгкий многоцелевой самолёт. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова. Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов

00000977-95.JPG



      В музее есть небольшое озеро, через которое можно перебраться на паромной переправе, при желании можно воспользоваться более простым способом и перейти по мосту. На берегу в кустах спряталась боевая лодка.
00000980-98.JPG



      Так де в музее можно покататься на технике, ПТ-76, БТР-40, МТЛБ. Стоит такое удовольствие конечно дорого, но можно собрать группу до 10 человек и скинуться всем вместе. Нас было всего трое, поэтому такое развлечение оказалось излишним.
00000982-100.JPG



       В целом музей очень сильно понравился. Я остался доволен и различными видами техники, и сооружениями, и общей атмосферой в музее. А самое главное, что почти все можно пощупать, в доты можно зайти, и везде почти полная свобода действий. Поэтому если будете в Минске, то не поленитесь съездить в этот музей. Так же советую посмотреть видео, в него вошло гораздо больше объектов и мест.


      Надеюсь вам было интересно и познавательно. До новых встреч.
Tags: Беларусь, ДОТы, Линия Сталина, Музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments