************************
Оригинал взят у
203-мм башенная батарея на мысе Суурниеми (Гора-Валдай).
Неподалеку от форта «Серая Лошадь» находится береговая батарея, построенная в начале 30-х годов под башенные установки восьмидюймовых орудий линкора «Республика» («Император Павел I»).

Новая батарея на возвышенности у села Гора-Валдай проектировалась в Кронштадтском инженерном управлении еще в 1917 году, но по понятным причинам ничего так и не было построено. С потерей форта «Ино» (он оказался на территории независимой Финляндии и был уничтожен) снова встал вопрос об усилении береговой обороны южного побережья залива. В 1926 году Инженерное управление морских сил Балтийского моря вернулось к идее строительства новой батареи с крупнокалиберной дальнобойной артиллерией. Предполагалось вооружить батарею башенными установками от линкоров дореволюционной постройки, пущенных к этому времени на металлолом. Инженеры Коноплев и Старцев разработали несколько вариантов проекта, из которых специальная комиссия выбрала самый дешевый и простой для осуществления, согласно которому двухорудийные корабельные башни с линкора «Республика» устанавливались в бетонный массив без изменений так, как они располагались на корабле.


Для батареи было выбрано место у села Гора-Валдай на высоком плато в 200-х метрах от берега. У самой стройплощадки проходила железнодорожная ветка, которая была проложена к селу Устье еще в 1916 году для снабжения местной береговой батареи. Для строительства была создана специальная организация УНР №9, которая в 1928 году приступила к работам на объекте. Новая батарея получила название «батарея №9». Из-за финансовых трудностей работы по бетонированию удалось завершить только в 1930 году, после чего начался монтаж башен.
В отличие от башенной артиллерии фортов «Ино» и «Красная горка», где две 2-х орудийные башни помещались в одном гигантском бетонном массиве, башни новой батареи были размещены в небольших бетонных «стаканах» более чем в 150 метрах друг от друга. Электростанцию и котельную, расположенные в отдельном блоке, соединили с башенными блоками специальными потернами, которые для простоты были прорыты открытым способом. Подобная планировка комплекса обеспечивала лучшую живучесть всей батареи, и, что было немаловажно в те годы, позволяла существенно сэкономить на бетонировании.

Башни были изготовлены Санкт-Петербургским Металлическим заводом для линкора «Император Павел I», оконченного постройкой в 1911 году. Сам линкор еще осенью 1923 года был разрезан на металл, а его 120-мм орудия были переданы на вооружение речным флотилиям. Башни же были законсервированы и еще семь лет ждали своего часа.
К 1932 году на батарее №9 закончился монтаж артиллерии и прочих систем, были проведены первые стрельбы. В последующие годы была построена монорельсовая подвесная железная дорога от ж/д платформы к башням для подачи боезапаса, командный пункт, дальномерные посты, казармы для личного состава. Летом 1935 года батарея №9 была окончательно введена в строй и принята в состав одного из артиллерийских дивизионов укрепрайона «Красная Горка».
В годы войны вместе с орудиями «Красной горки» башенная батарея на Сурниеми защищала Ораниенбаумский плацдарм, в дальнейшем же ее постигла участь всех остальных батарей Кронштадтской крепости: в 1958 году она была снята с боевого дежурства и законсервирована, а в середине 60-х башни были демонтированы. Электростанция батареи использовалась местной военной частью до 1998 года, но затем все оборудование было демонтировано.
В настоящее время колодцы башенных установок и внутренние помещения частично заполнены водой, а все, что можно было отрезать и унести - отрезано и унесено. Но и в таком виде батарея являет собой весьма впечатляющий памятник истории и инженерного искусства.






































































































































Для тех кто досмотрел до конца пояснения от автора:
Это одна батарея. В альбоме два башенных блока в разное время.
Первая фотография (обложка альбома) – правый блок (свежая, вчерашняя фотография). Далее, последовательно обследованию:
2012 г - правый блок, силовая станция (центральный вход), левый блок.
2013г.- Башня управления огнем, силовая станция башенной батареи, правый башенный блок.
2017 г. (конец альбома) – запасной КП и правый башенный блок.
Все фотографии подписаны, указаны даты, в ЯФ есть подробное описание.
Неподалеку от форта «Серая Лошадь» находится береговая батарея, построенная в начале 30-х годов под башенные установки восьмидюймовых орудий линкора «Республика» («Император Павел I»).

Новая батарея на возвышенности у села Гора-Валдай проектировалась в Кронштадтском инженерном управлении еще в 1917 году, но по понятным причинам ничего так и не было построено. С потерей форта «Ино» (он оказался на территории независимой Финляндии и был уничтожен) снова встал вопрос об усилении береговой обороны южного побережья залива. В 1926 году Инженерное управление морских сил Балтийского моря вернулось к идее строительства новой батареи с крупнокалиберной дальнобойной артиллерией. Предполагалось вооружить батарею башенными установками от линкоров дореволюционной постройки, пущенных к этому времени на металлолом. Инженеры Коноплев и Старцев разработали несколько вариантов проекта, из которых специальная комиссия выбрала самый дешевый и простой для осуществления, согласно которому двухорудийные корабельные башни с линкора «Республика» устанавливались в бетонный массив без изменений так, как они располагались на корабле.


Для батареи было выбрано место у села Гора-Валдай на высоком плато в 200-х метрах от берега. У самой стройплощадки проходила железнодорожная ветка, которая была проложена к селу Устье еще в 1916 году для снабжения местной береговой батареи. Для строительства была создана специальная организация УНР №9, которая в 1928 году приступила к работам на объекте. Новая батарея получила название «батарея №9». Из-за финансовых трудностей работы по бетонированию удалось завершить только в 1930 году, после чего начался монтаж башен.
В отличие от башенной артиллерии фортов «Ино» и «Красная горка», где две 2-х орудийные башни помещались в одном гигантском бетонном массиве, башни новой батареи были размещены в небольших бетонных «стаканах» более чем в 150 метрах друг от друга. Электростанцию и котельную, расположенные в отдельном блоке, соединили с башенными блоками специальными потернами, которые для простоты были прорыты открытым способом. Подобная планировка комплекса обеспечивала лучшую живучесть всей батареи, и, что было немаловажно в те годы, позволяла существенно сэкономить на бетонировании.

Башни были изготовлены Санкт-Петербургским Металлическим заводом для линкора «Император Павел I», оконченного постройкой в 1911 году. Сам линкор еще осенью 1923 года был разрезан на металл, а его 120-мм орудия были переданы на вооружение речным флотилиям. Башни же были законсервированы и еще семь лет ждали своего часа.
К 1932 году на батарее №9 закончился монтаж артиллерии и прочих систем, были проведены первые стрельбы. В последующие годы была построена монорельсовая подвесная железная дорога от ж/д платформы к башням для подачи боезапаса, командный пункт, дальномерные посты, казармы для личного состава. Летом 1935 года батарея №9 была окончательно введена в строй и принята в состав одного из артиллерийских дивизионов укрепрайона «Красная Горка».
В годы войны вместе с орудиями «Красной горки» башенная батарея на Сурниеми защищала Ораниенбаумский плацдарм, в дальнейшем же ее постигла участь всех остальных батарей Кронштадтской крепости: в 1958 году она была снята с боевого дежурства и законсервирована, а в середине 60-х башни были демонтированы. Электростанция батареи использовалась местной военной частью до 1998 года, но затем все оборудование было демонтировано.
В настоящее время колодцы башенных установок и внутренние помещения частично заполнены водой, а все, что можно было отрезать и унести - отрезано и унесено. Но и в таком виде батарея являет собой весьма впечатляющий памятник истории и инженерного искусства.






































































































































Для тех кто досмотрел до конца пояснения от автора:
Это одна батарея. В альбоме два башенных блока в разное время.
Первая фотография (обложка альбома) – правый блок (свежая, вчерашняя фотография). Далее, последовательно обследованию:
2012 г - правый блок, силовая станция (центральный вход), левый блок.
2013г.- Башня управления огнем, силовая станция башенной батареи, правый башенный блок.
2017 г. (конец альбома) – запасной КП и правый башенный блок.
Все фотографии подписаны, указаны даты, в ЯФ есть подробное описание.