starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Categories:

Ворота Баят-Капы древнего Дербента

На этой неделе я получил сообщение из Дербента, которое напомнило мне об одном небольшом приключении и моем обещании выслать фото. Это и послужило стимулом к написанию репортажа вне графика. Про крепость Нарын-Калу в Дербенте не писал только ленивый, постараюсь сосредоточиться на том, что смотрят не все туристы, а именно на жизни внутри восьмого магала (квартала) старого города. Не каждый древний город в наши дни имеет городское население внутри своих стен.



Старый Дербент сохранил средневековую планировку и деление города по кварталам или магалам. Здесь нет названий улиц в привычном нам понимании. В городах мусульманского востока такие кварталы традиционно группирующиеся вокруг мечетей носят названия махалли, в нашем случае магалы. Размер магала определяется расстоянием на котором слышен голос муэдзина, призывающего на молитву. В какой-то степени магал тождественен нашему приходу. Население магала образует замкнутую самоуправляющуюся общину.

Утром, достигнув цитадели Нарын-Кала, я успеваю занять место на парковке и оставив Белку жариться на солцепеке первым делом устремляюсь к воротам Баят-Капы в южной стене города. Цитадель пока подождет. Практически с первых минут меня начинает драконить обилие проводов от которых я отвык в крепостях Средней Азии. Но, как оказалось, это были еще семечки.



Вторые ворота южной стены Баят Капы (VI-VII вв. н.э.), называвшиеся арабами Баб-эль-Мактуб, по чертежам 1720 г. имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот Дербента здесь было два арочных проема - наружный и внутренний, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом. В русской крепостной традиции подобные ворота назвали бы казематированным проездом.
К сожалению, я не нашел чертежа ворот, хотя еще летом его где-то видел.



В 1811 г. ворота Баят-Капы были капитально перестроены по проекту инженера Карпова. При этом старая схема была сохранена. Однако проемы получили полуциркульное очертание. С наружной стороны они фланкированы двумя полукруглыми башнями, кладка которых состоит из строго геометрических по форме камней и имеет ряды камней, положенных плашмя. Это свидетельствует о том, что она более поздняя, чем первоначальная кладка. На фотографии хорошо видна граница между сасанидской кладкой из крупных блоков и более поздней реконструкцией.
В тени дерева по здешней традиции собрались местные мужчины.



Однотипные обрамления обоих арочных проемов выложены из тесаных камней и состоят из полуциркульных архивольтов и пилястр с капителями в виде выкружки с полочкой. Над замковым камнем южного фасада высечена русская надпись: «Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811 г.». Общая композиция ворот создает образ сдержанного по форме, но все же, парадного входа в город. Источник



Справа от ворот находится памятник азербайджанскому (дербентскому) поэту XIX века Мирзе Мухаммад Таги ибн Ибрахим Ага Мухаммад ад-Дарбанди. Известный под псевдонимом Гумри («горлица») Дербенди писал стихи на персидском, азербайджанском и русском языках. Его поэтические сборники Канз ол-Масаеб (Сокровищница скорби), Диван-е Камель (полный сборник), Канз ол-Маареф (Сокровищница познаний) пользовались большим успехом у современников. Стихи Гумри представляют собой духовную, мистическую поэзию ислама. Они полны прекрасных, новых для персидской и азербайджанской поэзии метафор и аллегорий. Памятник открыт в 2017 году.



Приблизимся к воротам, по праву считающимися одним из символов Дербента. Надпись над замковым камнем я так и не разобрал и не увидел там русских букв. Что-то мне подсказывает. что там либо сильная стилизация, либо арабская вязь.


Зайдя в ворота становится понятно, что арочный свод давно разрушен


Проникаем через ворота вовнутрь старого города и оборачиваемся. Каждый кто покидает магал ворот Баят-Капы видит эту надпись с высказыванием имама Садыка. К ней мы еще вернемся


*******
Пройдя параллельной улочкой возвращаюсь к воротам Баят-Капы чтобы разглядеть их повнимательнее и прочитать аншлаг


Зиярт или зиярат (араб. «посещение») — узаконенная шариатом сунна. Целью его является напоминание о загробном мире, вознесении мольбы за умерших и размышление о тленности этого бренного мира. Термин «зиярт» кроме того, что употребляется для обозначения посещения места захоронения человека, также может подразумевать и посещение мусульманином своего брата по вере с целью увидеть и узнать о положении его дел Ради Всевышнего Аллаха. Для традиционного ислама Северного Кавказа, а также для многих мусульман суфийской направленности во всем мире, термин «зиярт» означает хождение к святым и почитаемым местам, а также само обозначение этих святых мест. Источник



На дальнем плане цитадель древнего Дербента - Нарын-Кала с чудесами фортификации постройки 2015 года. Это надо же так умудриться испортить древнюю крепость...

Репортаж полностью, о приключениях в 8-м магале древнего Дербента смотрите на моем канале в Дзен здесь...
Tags: Дагестан, Крепости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments