starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Categories:

Рошткала - крепость и райцентр долины реки Шахдара

Районный центр Рошткала расположен примерно в 40 километрах от Хорога в долине реки Шахдара, левого притока Гунта. Эту живописную долину, являющуюся частью исторической области Шугнан обычно не посещают туристы, проскакивающие Памир и Шугнан "по-быстренькому" по "верхнему" памирскому тракту вдоль Гунта. Наиболее прошаренные выбирают "нижний" памирский тракт вдоль берега Пянджа и афганской границы, но и тогда Рошткалинская долина остается в стороне, несмотря на выход своим устьем практически к Хорогу, к его ботаническому саду.

Первоначально, я планировал пройти долину насквозь с ее верховьев. преодолев 23 июня перевал Мэйсара из долины притока Гунта Тогузбулак с верхнего Памирского тракта на обратном пути с Базардары. Именно так я поступил чуть ранее с долиной Бартанг, первым в сезоне пройдя по "дороге смерти" со стороны Каракуля.
Но тут, мой предпоследний памирский перевал Мэйсара преподнес сюрприз.

На подходе к нему на высоте свыше 4 тыс. метров я не решился на форсирование вытекающей из озера Турумтайкуль горной реки. Скользкие валуны в бурлящем потоке, наступающие сумерки, пролетающий снег, а главное неприступная кромка льда по капот на выходе из самой глубокой части брода остановили меня. Это было несколько неожиданно, на фоне того, что местные на полуразрушенном мосту через Тогузбулак мне сказали. что на "Москвиче" когда-то через этот брод проезжали. ;-)
Утешало только то, что я такой был не один. При подъеме на перевал я с трудом разминулся с прокаченным и увешанным шанцевым инструментом "Лендровером" французов, удирающих с перевала, машущих руками и кричащих мне: "Big stones, big snow and big ice!". Судя по следам на глинистой дороге, наши машины были первыми кто пытался пройти перевал тем летом.

Тот самый злосчастный брод перед перевалом Мэйсара


Побродив минут двадцать в ледяной воде я сильно продрог (ходил без сапог, для этого брода они оказались короткими), но убедился, что двумя экипажами мы могли бы построить дорогу, однако французов уже и след простыл. Пытаться в одиночку преодолеть эту на первый взгляд простую преграду это потерять пару дней с большой вероятностью повредить или засадить машину. Делать нечего, я с трудом разворачиваюсь на самом входе в брод (это уже показатель того как ведет себя машина на крупных валунах в воде) и улепетываю с перевала вслед за французами, решив зайти в долину, как все нормальные люди, с другого конца, со стороны Хорога. Ночевал в санатории "Сарез" в Джелонджи, перед сном отмокая в горячих минеральных источниках...

Читать и смотреть далее репортаж на моем Дзен-канале здесь...
Tags: Крепости, Памир, Таджикистан
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крепости” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments