starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Category:

"Забытые крепости ХХ века" передали фрагмент брони танка МС-1 в музей Мотовилихинских заво

Оригинал взят у starcom68 в "Забытые крепости ХХ века" передали фрагмент брони танка МС-1 в музей Мотовилихинских заводов
Сегодня в Перми произошло небольшое, но важное событие. Проект "Забытые крепости ХХ века" передал в дар музею Мотовилихинских заводов фрагмент брони первого советского серийного танка МС-1 (Т-18).

Директор музея ОАО "Мотовилихинские заводы" Евгений Ашихмин принимает из рук Алексея Старкова, руководителя проекта "Забытые крепости ХХ века", фрагмент танковой брони в присутствии сотрудников ОАО "Мотовилихинские заводы". Здесь и далее фото Алексея Горева

До настоящего момента в музеях и архивах города Перми не было ни одного документа или артефакта, раскрывающего участие города в первой советской танкостроительной программе и этот невзрачный фрагмент военного железа по своему является уникальным для истории города и предприятия.
В период с 1928 по 1931 год Мотовилихинский завод выпустил по различным данным от 10 до 12 экземпляров этих танков при плане в 75 машин. Производство нестандартной продукции на артиллерийском заводе столкнулось с большими сложностями, затрудняло выполнение профильных заказов и в дальнейшем было свернуто. Были сделаны выводы о нецелесообразности производства танков на пушечных заводах и необходимости производственной кооперации нескольких предприятий при серийном производстве танков. Первоначально все детали машины от катков и брони до двигателей производились на одном предприятии.




Танк МС-1 намного опережал свое время, несмотря на то, что по внешнему виду походил на итальянские и французские танки времен Первой мировой войны. Например, трансмиссия и двигатель танка представляли собой моноблок, двигатель имел алюминиевый корпус, опорные катки так же были алюминиевые. В этом то и была основная проблема. Советская промышленность оказалась не в состоянии в полной мере освоить высокотехнологичные операции заложенные проектировщиками. Низкая культура производства, отсутствие опыта массового изготовления танков привели к тому, что выпуск машин поручался непрофильным предприятиям, затягивалось их изготовление и был высок процент брака. Тем не менее за период с 1928 по 1932 год было выпущено 959 машин, в основном заводом "Большевик" с небольшим участием Мотовилихинского завода. За это время танк успел устареть и ему на смену пришли более совершенные, простые в изготовлении и технологичные машины. На длительный период времени пришлось отказаться от многих технических ноу-хау. Но первый опыт проектирования и серийного танкостроения не прошел даром. Достаточно сказать, что катки танка Т-90 и сейчас изготавливаются из алюминия.
МС-1 Мотовилиха
Какова история этого фрагмента брони?
В 1936 году устаревшие к тому времени танки МС-1 Ленинградского военного округа были переданы в укрепрайоны округа для их доусиления в качестве неподвижных огневых точек (БОТ). Надо отметить, что это произошло за три года до начала массовой централизованной переделки устаревших танков в огневые точки и передачи их в укрепрайоны. Полученные Псковской укрепленной позицией танки МС-1 закапывались в землю в деревянных срубах, а в некоторых случаях заливались бетоном с обустройством каземата в кормовой части для хранения боеприпасов. Ходовая часть и кормовой лист брони при этом снимались.
Можно предполагать, что на вооружении танков оставались 37 мм пушки Гочкинса и 7,62 мм пулеметы ДТ, в мирное время снятые и хранящиеся на складах. У нас нет данных о том в каком виде БОТы Псковского укрепрайона встретили врага в июле 1941 года и участвовали или нет в боях при отступлении из Псковского УРа 118 СД. Скорее всего нет, как и большинство огневых точек укрепрайона. Всю оккупацию танки простояли на своих позициях неповрежденными и местные ребятишки любили на них играть.
После войны стране нужен был металл. Окончательно потерявшие какое-либо значение броневые огневые точки подрывались местными колхозниками, благо во взрывчатке недостатка не было, и их обломки на лошадях вывозились на пункты приема металлолома. Так были сданы в металлолом все танки Псковского укрепрайона. Последний экземпляр был вытащен из леса трактором в 80-е годы и как "немецкая танкетка" ушел под газовый резак.

За три года экспедиций участниками проекта "Забытые крепости ХХ века" совместно с псковскими поисковиками были обследованы все места расположения броневых огневых точек. Удалось собрать коллекцию уникальных деталей танка МС-1 в виде двух сохранившихся катков, амортизатора, лючков, яблока пулеметной установки, фрагментов башни, крышки танкового люка, мелких деталей и днища машины (смотреть по тэгу Танк МС-1).
Если крышка танкового люка была передана в фонды музея-заповедника Изборск, то детали подвески остались у поисковиков и были проданы в сентябре прошлого года в частную коллекцию за пределы Псковской области.
К сожалению, мое предложение к ОАО "Мотовилихинские заводы", пермским музеям и Министерству культуры Пермского края выкупить эту коллекцию у поисковиков для государственных музеев реализовать не удалось. Пермь могла стать обладателем единственных дошедших до наших дней оригинальных катков и других деталей первого советского серийного танка, но упустила свой шанс. Специалисты понимают всю уникальность этих предметов.
   
Поезд уже ушел, но один из артефактов все-таки доехал до музейного хранения в Перми. Кстати, он уже побывал на выставке "Музейный Гид" в Москве на Винзаводе в сентябре прошлого года, а перед официальной передачей в музей был очищен от ржавчины пескоструем в цехе Мотовилихинского завода.
Думается что он займет достойное место в экспозиции музея, а сотрудничество проекта "Забытые крепости ХХ века" и ОАО "Мотовилихинские заводы" продолжится.




Tags: Забытые крепости, Танк МС-1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments