starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

Categories:

Уничтожение советской береговой батареи № 29 под Керчью

Оригинал взят у starcom68 в Уничтожение советской береговой батареи № 29 под Керчью
В окрестностях города Керчи остановлено разрушение исторического памятника времен Великой Отечественной войны – артиллерийской батареи БС-29, отметившей свое 75–летие со дня ввода в строй. К сожалению, части построек нанесен непоправимый урон.

Вчера узнал об очередном акте вандализма с памятниками военной истории.
Пока в Севастополе планомерно уничтожают батарею № 15, под Керчью мародеры с применением тяжелой техники долбят бетон советской береговой батареи № 29 с целью добычи и сдачи в металлолом арматуры. В этот раз жители деревни Челядиново совместно с Керченским музеем смогли остановить вандализм. Уничтожен левофланговый блок, повреждены и другие сооружения.
Ниже несколько фотографий Юрия Белика последствий вандализма с сайта Фортовед и текст по истории батареи, предоставленный по моей просьбе исследователем крымской береговой обороны Владимиром Андреевым.

С освоением отечественной промышленностью выпуска 180-мм орудий Б-1-П и одноорудийных установок МО-1-180 появилась возможность значительно усилить оборону различных пунктов побережья страны, в том числе и такого важного как Керченский пролив. 28 апреля 1931 года РВС СССР принял постановление, в соответствии с которым на Черном море предполагалось построить ряд 180-мм батарей, в том числе в Керчи предполагалось иметь одну четырехорудийную открытую батарею со сроком готовности в 1932 году и одну четырехорудийную башенную (срок готовности — 1933 г.). Место для новой 180-мм открытой батареи было выбрано примерно в 17 км южнее Керчи в районе Тобечикского озера, юго-восточнее деревни Челядиново. Новая 180-мм батарея получила №29, хотя иногда в литературе встречается и упоминание о ней как о батарее №29-БИС.

Автором проекта батареи стал военный инженер А. И. Васильков, руководивший перепроектированием и достройкой 305-мм башенных батарей №№35 и 30 в Севастополе. Первоначальный проект предполагал размещение отдельных орудийных блоков уступами, но до отъезда Василькова в 1932 году на Дальний Восток к его осуществлению так и не приступили, батарея №29 была построена по несколько откорректированному проекту с вооружением из установок МО-1-180, а спроектированные Васильковым ее отдельные сооружения стали основой для типового проекта 180-мм открытой береговой батареи, многократно использовавшегося как на Черном море, так и на Дальнем Востоке.
Огневая позиция батареи располагалась на обратном скате небольшой возвышенности (отметка 30,7). С моря позиция не просматривалась, однако прикрытие складками местности было весьма незначительным, особенно в секторе север — северо-восток. Четыре отдельных орудийных блока батареи с блоком силовой станции на правом фланге были расположены на одной линии фронтом точно на юго-восток. Расстояние между орудиями составляет 60 м, соответственно, между артблоками, с учетом их габаритов, 40 м, между блоком силовой станции и ближайшим орудийным блоком 60 м.
Схема батареи от Akai со старого форума fortification.ru

Артиллерийский блок представлял собой одноэтажное железобетонное сооружение, на покрытии которого находился орудийный дворик установки МО-1-180. В плане артблок близок к квадрату со стороной чуть больше 20 м, фронтальная и боковые стены имеют толщину 2 м, тыльная — 1,5 м. В артблоке были расположены один снарядный и два зарядных погреба, два подачных помещения, где находились подъемники, подававшие снаряды и заряды из погребов в орудийный дворик, помещения личного состава, фильтро-вентиляционной установки (ФВУ) и т.д. Внутри блока покрытие было усилено противооткольной одеждой из двутавровых балок и вставленных между ними полос котельного железа. Типовой проект, разработанный на основе артблока 29-й батареи, в целом повторяет его по расположению основных помещений (погреба и подача), но в остальном значительно отличается в сторону упрощения: габаритная ширина блока уменьшена на 2 м, толщина боковых стен уменьшена до 1,5 м, для размещения команды отведены значительно меньшие помещения, вход в артблок выполнен в виде симметричного коленчатого сквозника против несимметричного сквозника с проходами шириной 1,05 и 0,8 м в проекте 29-й батареи, но главное отличие находилось на поверхности.
Орудийный дворик с фронта был защищен мощным железобетонным бруствером толщиной от 1,4 м и высотой 2,3 м, справа и слева к брустверу примыкали прикрытые бетоном шахты подъемников боеприпасов. У каждого подъемника с внутренней стороны в бетоне было сделано по два проема, через которые снаряды и заряды попадали к орудию. В самом бруствере имелись четыре ниши для снарядов и зарядов первых выстрелов. Важным отличием артблоков 29-й батареи от аналогичных сооружений строившихся по типовому проекту 180-мм открытых батарей на Дальнем Востоке и на Черном море было то, что бруствер не заканчивался на флангах дворика, а имел кольцевую форму, окружая дворик со всех сторон и лишь с тыла оставляя небольшой проход для орудийной прислуги. Толщина его уменьшалась до 0,6 м, а высота — до 1,9 м, но даже в таком виде наличие этого кольцевого бруствера значительно повышало живучесть установки.
Блок силовой станции выполнен в виде заглубленного в землю двухэтажного казематированного сооружения, толщина стен и покрытия соответствует таковым значениям, принятым для артблоков. Компоновка силовой станции, предложенная в проекте батареи №29, была повторена и в типовом проекте: два больших помещения высотой в два этажа, где были установлены два дизель-генератора были расположены слева от входа в блок, еще одно такое помещение для отопительных котлов находилось справа. Кроме того, в блоке силовой станции размещались емкости с топливом, компрессор воздуха высокого давления, механическая мастерская. Выше силовой станции на склоне высоты был расположен квадратный в плане открытый резервуар для воды со стороной в 9 м и глубиной около 2 м. Отдельные блоки батареи соединены между собой коммуникационной потерной, в настоящее время затопленной грунтовыми водами.
Командный пункт батареи вынесен вперед от огневой позиции примерно на 400 м на гребень возвышенности. Он также представляет собой заглубленный двухэтажный железобетонный блок с габаритными размерами примерно 17x14 м, фронтальная стена имеет толщину 2 м, боковые и тыльная — 1,5 м, вход выполнен в виде несимметричного коленчатого сквозника. На верхнем уровне находились защитный тамбур, помещение ФВУ, различные другие помещения, здесь же была установлена броневая рубка управляющего стрельбой, причем, в отличие от более поздних конструкций, внешний диаметр рубки составлял 2,9 м, что несколько больше рубок типовых батарей. На нижнем уровне, сообщение с которым осуществлялось через люк по скоб-трапу, находились помещения личного состава, дизель-генераторная, отопительный котел и комплект приборов ПУС. Основные данные для него поступали с 8-метрового стереоскопического дальномера, рубка с которым была вынесена со своим отдельным блоком примерно на 40 м от КП — еще одно отличие от типового проекта, где дальномер устанавливался непосредственно на блок КП. Блок дальномерного поста выполнен из железобетона с толщиной стен 0,5 м и соединен с блоком КП закрытым ходом сообщения, который выходит к сквознику последнего.
Все сооружения батареи окружены достаточно мощной системой сухопутной обороны, основой которой служили четыре ДОТа. По классу защиты ДОТы соответствуют М3: толщина фронтальных стен 0,9 м, покрытия — 0,55—0,6 м, противооткол имеется только на покрытии, на фронтальных стенах его нет. Все ДОТы трехамбразурные, в осмотренных ДОТах входы выполнены в виде тупика, внутреннее пространство разделено на два боевых каземата. Амбразурные узлы представляют собой некоторую упрощённую вариацию на тему стандартного для начала 30-х годов узла П-31, но выполнены они из обычной листовой стали. Два ДОТа расположены на флангах огневой позиции батареи примерно в 300 м от артблоков. Еще два во взаимодействии с левофланговым прикрывали позицию батареи с фронта. В настоящее время из четырех ДОТов сохранились три, ДОТ №2 (условная нумерация) взорван, причем практически до основания, о силе взрыва можно судить хотя бы по тому, что часть его покрытия объемом примерно два кубометра лежит метрах в 50 от остатков ДОТа.
Батарея вошла в строй в 1935 году. В ноябре 1941 года при отступлении наших войск с Керченского полуострова батарея двое суток сражалась с превосходящими силами противника, после исчерпания боезапаса два уцелевших орудия были взорваны, а команда батареи эвакуирована на Тамань, затем вновь переброшена в район севернее Керчи и использована как пехотное подразделение, после чего в конце концов снова эвакуирована на Тамань.

Продолжение следует


Tags: Береговая оборона, Вандализм, Керчь, Крым, Украина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments