starcom68 (starcom68) wrote in lost_fortresses,
starcom68
starcom68
lost_fortresses

07-08 ноября 2009 года фортификационный OffRoad «7 ноября»

OffRoad 7 ноября

С 6 по 9 ноября 2009 года с дружеским визитом Псковщину посетила команда фортификаторов из Санкт-Петербурга: Денис Бекренев, Сергей Малахов, Дмитрий Шелехов. Помимо встреч с коллегами, осмотра достопримечательностей Пскова, фортификаций Изборска, немецких сооружений линии Пантера была проведена двухдневная поездка на внедорожниках по Островскому укрепрайону. Как всегда в этом прообразе джиптура сочетались незабываемые впечатления и работа по поиску и фиксации новых объектов советской и эстонской фортификации. Сам "автопробег" был посвящен 70-тилетнему юбилею строительства северного фаса Островского УРа, исполнившемуся в ноябре этого года. Хронику этих двух дней представляет Константин Богданов.

Фортификационный OffRoad «7 ноября»

Идея проведения чего-то внедорожного долго зрела в пытливых умах фортификаторов. И вот накануне «Дня октябрьской революции» к нам в гости прибыл экипаж из Санкт-Петербурга. И ничего умнее, чем залезть в непроходимый лес мы не придумали. Пятница была занята экскурсиями по городу, встречами с поисковиками и ожиданием псковских штурманов с работы. Только к вечеру удалось добраться до старта первого спецучастка на котором нас ждал уютный теплый домик. Уже по пути стало понятно – легко не будет. Снегопад превратил лес в сказку, а начавшаяся оттепель к выходным набрала обороты, сделав и без того разбитые лесные дороги чем-то средним между бездорожьем и… полным бездорожьем. Лед на замерзших ранее лужах подтаял и машины уже не держал. Смесь мокрого снега, песка и торфа превращала перемещение по лесу в увлекательный процесс, требующий немалого терпения. Так мы и провели эти выходные - в грязи, замерзшие, но довольные.
 
OffRoad 7 ноября

Однако обо всём по-порядку. Куда надо добраться, мы примерно представляли. Цели были обозначены задолго до выходных - конечно к ДОТам. В настоящее время они стали более неприступны, чем 70 лет назад, когда были построены. Теперь на их защиту встал густой хвойный лес. Дороги, по которым доставлялись материалы при строительстве укрепрайона, подходили прямо к искомым сооружениям, но вот последние лет двадцать по ним точно никто не ездил. Над этим мы и размышляли весь пятничный вечер: как, куда, зачем и на чем. Обсуждение началось под веселое шкварчание жарящегося на углях мяса, а закончилось холодным и слегка бесформенным. Кто первым решил собрать с поляны у дома последний не растаявший снег и придать ему очертания снеговика история умалчивает, однако указание было исполнено качественно и в срок. Шашлык, виски со льдом из ближайшего озера и доработка планов на завтра закончились. Утром в дорогу. Все готовы к старту первого заезда. Отбой.

OffRoad 7 ноября

Ночью еще подсыпало снега, зимний лес поражал своей белизной и немного пугал перспективой предстоящей поездки. Быстрый завтрак и в путь. На старт вышли два внедорожника в базовой комплектации, в каждом по три человека: водитель, штурман и… пассажир. Первые километры дистанции дались достаточно легко. Первая цель – два новых сооружения. Настроение поднялось - есть результат. Проехав дальше, спускаемся с горы, понимаем, что подняться на нее обратно не получится. Едем в объезд, крюк километров в десять, мимо известных нам ранее ДОТов. Проводим экскурсию для питерских фортоведов, любуемся красотами зимнего леса и упираемся в болото. Выталкиваем чудом не застрявшую машину на твердый грунт. Дальше два километра пешком, еще один полукапонир, осмотр, фиксация, фотографирование и назад к машинам.

7 ноября

Впереди еще три объекта, расположение которых примерно указали жители близлежащих деревень. Не судьба. Проехав километров пять по заданному направлению, останавливаемся на обед. До ДОТов пара километров, но проехать их не реально. Решили идти другим путем - оставили эти объекты на будущее. Должна быть другая дорога, которую еще не размесили лесовозы. Вчерашний ужин был повкуснее. Тушенка, разогретая на сухом горючем прямо на дороге, сало, хлеб, холодный чай, обратный путь. Набравшись сил подъезжаем к следующим сооружениям, до них меньше километра. Давление в колесе упало. На ремонт спущенного колеса тратим около полутора часов, в то время как экипаж замыкающей машины осматривает ДОТы. Скоро стемнеет. Едем к развалинам эстонской пограничной заставы. Беглый осмотр. Одно строение до недавнего времени использовалось как погреб. На базу, в баню, в тепло. Вечер. Уставшие, замученные и замерзшие медленно и верно оттаяли, согрелись, подкрепились и, завесив печку намокшей одеждой, легли спать.

7 ноября

Утром были зарегистрированы первые безвозвратные потери – снеговика не стало. День решили начать с поиска дороги, ведущей к не найденным в субботу ДОТам. Дорога была благополучно обнаружена. После чего так же благополучно был найден трактор, который помог уехать назад с этой дороги. До точки назначения мы так и не добрались. Трактористы подсказали альтернативный путь, уже третий по счету. На этот раз нам повезло больше. Нашли проводника из местных бабушек, преодолели брод рядом с бобровой хаткой, расчистили дорогу от завалов деревьев и мы на месте. Советская погранзастава и два полукапонира, один из которых достаточно странной конструкции и битый снарядами. Для полного счастья оставалось найти еще один фронтальный ДОТ, но наступающие сумерки в воскресный вечер этого сделать не дали. Берем курс на Псков. По пути планы меняются, делаем заезд на Псковский укрепрайон – показать нашим коллегам несколько интересных объектов. Дома переодеваемся, принимаем общечеловеческий вид и отправляемся в бар с целью обсуждения результатов достаточно неординарно проведенных выходных.

Константин Богданов
10 ноября 2009

Дневник проекта
http://www.museum.fondpotanin.ru/diaries/detail/1487/1934/diary/

Фоторепортаж в группе "Забытые крепости ХХ века" и видеоролик
http://vkontakte.ru/album-9000829_98297438

Информационные партнеры проекта:
Фортоведъ - http://www.fortoved.ru
SmartPskov.ru – Интересные новости Пскова - http://smartpskov.ru
Tags: offroad, Автопробег, Забытые крепости, Новопсковский УР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments